УК РФ 185

Статья 185 УК РФ. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

Полный текст ст. 185 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 185 УК РФ.

1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству , —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион рублей, особо крупным — два миллиона пятьсот тысяч рублей .

Комментарий к статье 185 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — установленные правила эмиссии ценных бумаг, дополнительный — имущественный интерес граждан, организаций, государства (инвесторов);
2) объективная сторона: диспозиция статьи охватывает три различных деяния:
— внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации. Преступление считается оконченным в момент внесения в проспект ценных бумаг недостоверной информации хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов.

— утверждение или подтверждение содержащих недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг. Ответственность наступает за утверждение проспекта эмиссии или отчета о выпуске ценных бумаг, если они содержат недостоверные сведения (перечень информации в данном случае аналогичен приведенному выше).

— размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию. В данном случае речь идет об отчуждении эмитентом первым владельцам ценных бумаг, которым не присвоен индивидуальный государственный регистрационный номер.

В любом из трех вариантов преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба гражданам, организации, государству. В соответствии с примечанием к комментируемой статье, крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей один миллион рублей;
3) субъект: лицо, ответственное за составление проспекта эмиссии, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещение ценных бумаг. Как правило, к таким лицам относятся руководитель исполнительного органа эмитента, главный бухгалтер и т.д.;
4) субъективная сторона: прямой или косвенный умысел (последний возможен, поскольку у противоправно действующего лица может отсутствовать намерение причинить материальный ущерб конкретным лицам).

Квалифицированным составом в данной статье законодатель называет совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

3. Судебная практика. Приговором Ленинского районного суда Чувашской Республики от 11.05.2005 гр.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 201 ч.1, 185 ч.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг).

________________
URL: http://gerkules21.ru.com/20130112.092442_page00090.php.

Консультации и комментарии юристов по ст 185 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 185 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Статье 185 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности и доверия инвестиционным процессам в государстве, в угрозе финансовому рынку страны, в причинении вследствие этого крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Основной состав преступления описан в ч. 1 коммент. статьи и выражает умышленные общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав закреплен в ч. 2 коммент. статьи и раскрывает умышленные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экономическая деятельность, установленная законодательством РФ. Факультативный объект — материальные интересы гражданина, организации или государства.

3. В качестве предметов посягательства могут выступать: а) проспект эмиссии ценных бумаг; б) отчет об итогах выпуска ценных бумаг, содержащий заведомо недостоверную информацию; в) эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

4. Эмиссия ценных бумаг — это установленная законодательством РФ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Такое размещение может осуществляться отдельными выпусками (см. ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

4.1. Выпуск ценных бумаг — совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер (см. там же).

4.2. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш — часть ценных бумаг выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска, не совпадающую с датой первого размещения (см. ст. 5 Закона об особенностях эмиссии ценных бумаг).

5. Ценная бумага — это документ, номинированный в валюте РФ или иностранной валюте и удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся платежные документы, фондовые ценности, другие долговые обязательства, в частности: облигация, вексель (переводной, простой), чек, сертификаты (депозитный, сберегательный), банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и т.д. (см. п. 1 ст. 142, 143 ГК). Вместе с тем предметом преступного посягательства, описанного в коммент. статье, может быть лишь эмиссионная ценная бумага.

5.1. Эмиссионная ценная бумага — это документарная или бездокументарная, именная или на предъявителя ценная бумага (облигация, акция и пр.), которая закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка. В частности, удостоверяет право ее владельца на получение от эмитента денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. От одной эмиссионной ценной бумаги может быть производна другая эмиссионная ценная бумага, например опционное свидетельство.

5.2. Именные эмиссионные ценные бумаги, в отличие от эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, содержат информацию об их владельцах, которая должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Переход прав на эти ценные бумаги и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Документарная форма эмиссионных ценных бумаг позволяет установить их владельца на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо (см. ст. 2, 16 Закона о рынке ценных бумаг).

5.3. Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно определяться в его учредительных документах и (или) решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг).

6. Проспект эмиссии ценных бумаг — это документ, содержащий сведения об эмитенте, о его финансово-экономическом состоянии и финансово-хозяйственной деятельности, о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг и другую информацию (см. ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг).

7. Заведомо недостоверная информация представляет собой не соответствующие действительным сведения, внесенные в проспект эмиссии (или в отчет об итогах выпуска ценных бумаг), либо не внесенные в него подлинные сведения, имеющие существенное значение для создания представления об уровне и объеме эмиссии. Например, данные об эмитенте, в том числе его руководящем составе, о количестве размещенных на рынке ценных бумаг, о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования.

8. Государственной регистрации подлежат выпуск и проспект эмиссии ценных бумаг, а если речь идет о государственных или муниципальных ценных бумагах, то и условия эмиссии.

8.1. Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган: а) заявление о государственной регистрации; б) решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; в) проспект ценных бумаг (если регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг) и другие документы. При регистрации выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.

8.2. Перечень регистрирующих органов на территории РФ устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам. В настоящее время к числу таких органов относятся: а) ФСФР России; б) ЦБР; в) территориальные учреждения ЦБР и региональные отделения ФСФР России.

<2> Вестник ФКЦБ России. 2003. N 4.

8.3. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать: а) полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес; б) дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; в) наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг; г) дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; д) наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; е) вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг; ж) права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; з) условия размещения эмиссионных ценных бумаг; и) указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; к) указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг); л) указание, являются эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя; м) номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ; н) подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента; о) иные сведения, предусмотренные Законом о рынке ценных бумаг или иными ФЗ о ценных бумагах.

По каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельное решение о нем. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию в соответствии с требованиями законодательства РФ, не подлежат размещению (ст. 17, 19, 24 Закона о рынке ценных бумаг).

9. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждения содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

9.1. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации представляет собой включение в указанный проспект не соответствующих действительности сведений, оказывающих существенное влияние на возникновение, исполнение или прекращение обязательств по эмиссионным ценным бумагам. В числе таких сведений могут быть данные о порядке размещения ценных бумаг, о величине долга заемщика на момент выпуска ценных бумаг, о размере дохода и порядке его расчета.

9.2. Утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, равно как и утверждение отчета об итогах их выпуска, отражают этапы эмиссии ценных бумаг и выражают одобрение и санкционирование эмиссионного процесса органами управления эмитента.

Заведомо недостоверная информация при утверждении проспекта эмиссии может содержаться, например, в сведениях об уставном капитале эмитента, а при утверждении отчета об итогах выпуска — в данных о количестве размещенных ценных бумаг.

10. Размещение эмиссионных ценных бумаг — один из этапов эмиссии ценных бумаг, следующий за принятием решения эмитентом о выпуске ценных бумаг и утверждением им проекта эмиссии, государственной регистрацией выпуска (и проспекта эмиссии), раскрытием информации об этом и изготовлением бланков.

Если же размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации их выпуска, то возможно применение коммент. статьи при условии, что содеянным причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Такой ущерб может иметь место, например, если количество размещенных эмиссионных ценных бумаг значительно превысило б их количество, указанное в проспекте о выпуске ценных бумаг.

11. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг — представляемый эмитентом в регистрирующий орган документ в 30-дневный срок после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг. Отчет и его регистрацию также можно считать одним из этапов эмиссии ценных бумаг, следующим за их размещением и предшествующим раскрытию информации об итогах эмиссии.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующие сведения: а) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; б) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска); в) количество размещенных ценных бумаг; г) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги.

Кроме этого эмитент обязан представлять в ФСФР России или уполномоченный ею государственный орган (регистрирующий орган) отчет по итогам каждого завершенного квартала не позднее 45 календарных дней с даты окончания отчетного квартала, в котором должен указывать данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности, о ценных бумагах эмитента и прочую информацию (см. ст. 25, 30 Закона о рынке ценных бумаг, а также ст. 9, 12 Закона об эмиссии ценных бумаг).

12. Составы преступления имеют материальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент причинения гражданам (гражданину), организациям (организации) или государству крупного ущерба. Данный ущерб определяется согласно примечанию к коммент. статье и составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.

13. Общественно опасное деяние и наступившие вследствие его совершения последствия могут быть значительно отдалены друг от друга во времени, что представляет определенную сложность в квалификации деяния как преступления. В этой связи внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации до причинения крупного ущерба, при наличии достаточного к тому основания, следует считать покушением на преступление, предусмотренное коммент. статьей.

14. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного). Мотивы и цели для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

14.1. Заведомость осуществления виновным лицом своего активного противоправного поведения свидетельствует о том, что лицо не сомневается: а) в недостоверности вносимой им в проспект эмиссии информации; б) в утверждении проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего такую информацию. Это, в свою очередь, свидетельствует об умысле данного лица на осуществление указанного поведения. На умышленное преступное поведение указывает и размещение эмиссионных ценных бумаг без обязательной государственной регистрации их выпуска. Иными словами, деятель осознает то, что вопреки закону использует в процессе эмиссии ценных бумаг недостоверную информацию, предвидит возможность, а может быть, и неизбежность наступления в результате своего противоправного поведения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий.

15. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрено два квалифицирующих признака состава преступления — осуществление преступного деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой. Наличие хотя бы одного из двух признаков влечет квалификацию деяния как преступления по ч. 2 и соответственно более суровые меры наказания за его совершение.

Неоднократность как форма множественности исключена из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

15.1. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору см. п. 13.1 коммент. к ст. 174.

15.2. О совершении преступления организованной группой см. п. 14.1 — 14.2 коммент. к ст. 174.

16. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста и наделенное дополнительным (специальным) признаком — правом вносить информацию в проспект эмиссии, а равно утверждать проспект эмиссии или результаты эмиссии.

17. Административная ответственность за нарушения в области рынка ценных бумаг предусматривается ст. 15.17 — 15.24 КоАП.

Другой комментарий к Ст. 185 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Порядок эмиссии ценных бумаг определяется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Проспект ценных бумаг должен содержать данные об эмитенте, о его финансово-экономическом состоянии и факторах риска, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумагах. Назначение проспекта состоит в том, чтобы предоставить инвесторам, приобретающим эмиссионные ценные бумаги, максимум информации, необходимой для принятия самостоятельного и обоснованного решения. Осознанное искажение любой информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, повлекшее причинение крупного ущерба (свыше 1 млн. руб.), влечет уголовную ответственность по ст. 185 УК РФ за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации (первая форма преступного деяния).

3. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами. Если указанные лица утвердили содержащий заведомо недостоверную информацию проспект (вторая форма преступного деяния), чем причинили крупный ущерб, то они подлежат уголовной ответственности. Кроме того, преступное деяние образует подписание проспекта ценных бумаг (его подтверждение) лицами, указанными в п. 2 ст. 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

4. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или в случае, предусмотренном законодательством, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Утверждение уполномоченными органами эмитента недостоверного отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг или его подписание (подтверждение) субъектами, указанными в п. 6 ст. 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», образуют третью форму преступного деяния.

5. Размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законодательством. Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации, причинившее крупный ущерб, влечет уголовную ответственность по ст. 185 УК РФ (четвертая форма преступного деяния).

Ответственность за совершенное деяние будет нести руководитель организации, распорядившийся о размещении ценных бумаг. Размещение может осуществляться профессиональными участниками рынка ценных бумаг; в этом случае они также подлежат уголовной ответственности.

1. Внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 185 УК РФ

1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. ст. 142 — 149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.

В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.

2. Согласно ст. 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012).
———————————
СЗ РФ. 2011 N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562.

Порядок представления отчета эмитента об итогах выпуска содержится в ст. 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.

4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.

В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.

6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.

7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).

Вместе с тем внести в проспект эмиссии заведомо недостоверную информацию может, допустим, и иной сотрудник эмитента, а даже — гипотетически — лицо, не являющееся работником этой организации. И если указанные действия стали причиной сбоев в процедуре регистрации проспекта и размещения ценных бумаг, что повлекло причинение крупного ущерба эмитенту либо приобретателям бумаг, то названное лицо также может нести ответственность по комментируемой статье.