Установка одпу, что это?

Содержание

Что такое ОДПУ в квитанции: расшифровка, расчеты

Что такое ОДПУ в квитанции можно выявить из нормативно-правовых актов. Это счетчик, для определения затрат на газ, тепловую энергию, воду и электроэнергию.

Новые правила оплаты общедомовых нужд по счетчику ОДПУ

С 2020 года по новым правилам принято рассчитывать оплату общедомовых нужд с помощью общедомового прибора учета — ОДПУ. По мнению законодателя, нововведение позволит начислять оплату за реальные израсходованные ресурсы в таких регионах как Московская область и других.

Для многоквартирных домов минусом выделяют сложность подсчета общедомового расхода с помощью индивидуальных счетчиков, например, подсчет ХВС. Не все жильцы готовы потратить круглую сумму для их установки. Хорошим вариантом станет дополнение личных счетчиков ОДПУ. В этом деле отслеживается наличие потерь, и проверяется домовая исправность коммуникационных сетей.

Дома, освобождающиеся от необходимости установления ОДПУ:

  • постройки, находящиеся в аварийном состоянии, или признанные ветхими;
  • расход электроэнергии меньше 5 кВт/ч;
  • потребление природного газа не более 2 куб. м/ч.;
  • потребление тепловой энергии не более 2 Гкал/ч.

В случае если у жильца отсутствуют технические возможности для установления личных и ОДПУ (критерии прописаны в приказе Министерства экономического развития от 29.11.2011 г. №967), то ему необходимо доплачивать за коммунальные услуги.

Последовательность действий во время установки ОДПУ

Установкой отопительного оборудования занимаются предприятия, имеющие специальные разрешения.

Этапы для установки счетчиков:

  • положительное решение установки всеми собственниками жилья;
  • подбор организации, специализированной на установке;
  • фиксирование установочного места и дополнительный контроль;
  • получение технических актов для установки прибора;
  • утверждение проектно-сметной документации;
  • формирование бумаг и их согласование с поставщиком;
  • приобретение оборудования;
  • установка прибора учета;
  • дополнительные работы по запуску и настройке оборудования.

В соответствии с п.13 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», все расходы на установку ОДПУ оплачивают собственники ресурсопоставляющей организации.

Требования к системам водоснабжения

В условиях эксплуатации счетчики часто выходят из строя, что бы минимизировать количество замен необходимо следить за их исправностью.

Требования к трубам:

  • качественная и чистая вода;
  • стабильное давление;
  • без внешних и внутренних повреждений;
  • отсутствие воздушных пузырьков.

Для увеличения параметров надежности необходимо использовать резервные оборудования.

На ком лежит денежная ответственность

Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.

В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.

Критерии влияния на стоимость общедомовых приборов учета

Для расчета установки ОДПУ необходимо произвести замеры площади квартиры каждого жителя и умножить на стоимость счетчика за 1 кв.м.

Пример расчета: 56,8 кв. м. * 91,7 руб. = 5 208,6 руб.

В случае общего решения произвести установку, с помощью рассрочки необходимо рассчитанную стоимость разделить на 60 (количество ежемесячных платежей за пять лет).

Пример расчета: 5 208,6 руб. : 60 = 86,8 руб. ежемесячная оплата.

Дополнительно в Жилищном Кодексе прописаны конкретные критерии, от чего будет зависеть установление ОДПУ.

К ним относятся: оплата стоимости прибора, предварительная консультация, составление проекта, оплата монтажа, настройка и запуск устройства, пятилетнее техническое обслуживание.

Нюансы оплаты общедомовых приборов учета

Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание. Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.

Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.

Расчет нежилых помещений

При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.

Формула расчета тарифа:

Ро = (Р – Р инд)*Т, где:

  • Ро — количество оплаты за совместное содержание мест;
  • Р — ОДПУ общего расхода;
  • Ринд — количество затрат энергетических ресурсов снятых с индивидуальных учетных приборов;
  • Т – тарифный размер конкретного ресурса.

В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.

Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома.

Оплата квитанций на примере отопления

Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.

Наличие оборудования Пример расчета Формула
Только общедомовой прибор учета Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:

  • Vд — объем используемого тепла в течение расчетного периода;
  • Si — площадь нежилого или жилого помещения;
  • Sоб — общее количество площади жилых и нежилых сооружений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Общедомовые и индивидуальные приборы учета Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:

  • Vin — объем используемого тепла ха расчетный период;
  • Vi одн — количество потраченной энергии на тепло;
  • Si — площадь жилого или нежилого сооружения;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:

  • Si — площадь нежилого или жилого сооружения;
  • Vд– домовой объем потребления тепла;
  • Vi – потребление тепла отдельной квартиры;
  • Sоб — общая площадь жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.

Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.

Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Читайте также статью «ОДН и прямые договоры с РСО»

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.
Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

Читайте также статью «Документы для проведения общего собрания собственников МКД»

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Читайте также статью «Оплата отопления»

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

Источник: сайт gkh.ru

Вы читали статью «Общедомовые приборы учета»

Еще статьи в рубрике «Приборы учета»
  • Оплата услуг при выходе приборов учета из строя 22 декабря, 2016
  • Показания счетчиков воды 15 мая, 2018
  • Поверка электросчетчиков 20 июня, 2018
  • Поверка газового счетчика 25 июня, 2018
  • ТОП-5: Лучшие счетчики электроэнергии 2018 5 июля, 2018
  • Поверка теплосчетчиков в 2018 году 11 июля, 2018
  • Замена счетчиков воды. Алгоритм действий 18 июля, 2018

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) 5 (100%) 2 vote

Отопление по ОДПУ

Не будет лишней подробная расшифровка не только того, как оплачивать счета за отопление и как рассчитывать и по какой формуле, но и определиться с тем, что собой представляет ОДПУ и что нужно знать о нем потребителю.

ОДПУ в квитанции по ЖКХ часто фигурирует, в том числе по тепловой и электрической энергии, что это в многоквартирном доме и даже в аварийных домах и ветхом жилье. Рекомендуется ознакомиться с этой и другими статьями данного проекта, чтобы получить ответы на часто задаваемые вопросы по ОДПУ (общедомовые приборы учета).

Что такое отопление по ОДПУ

Под данной аббревиатурой понимается общедомовой прибор учета, который дает возможность меньше платить по коммунальным платежам, так как с 2015-го года начали действовать завышенные коэффициенты для домов, которые не оснащены данными приборами.

Устройство позволяет вести учет не только отопления, но и газа, электричества, тепла и воды в МКД. Такая система регистрирует общее потребление, а не то, которое приходится на отдельный подъезд, после чего по полученным значениям выполняется распределение по квартирам и в индивидуальном порядке выставляется счет к оплате.

Монтаж и правильная установка, для которой в некоторых ситуациях требуется СРО, выполняется специалистами в данной отрасли, а регулируется законом от 2009-го года №261-ФЗ и является обязательной процедурой для каждого жилого многоквартирного дома.

В 2016 году коэффициент составил 1,1 но в 2017 году он становится 1,6 и после в 2018, 2019 и другие годы будет только повышаться.

Так как счетчики тепловой энергии и все остальные считаются собственностью всего дома, то имеет место коллективная ответственность за проверку и своевременную замену, и устранение выявленных неполадок.

Проверка может быть выполнена любой организацией, которая имеет необходимые разрешения, и в штате которых есть сотрудники нужного профиля.

Техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии, когда у исполнителей имеется лицензия, подразумевает не только осмотр, но и ремонтные работы при наличии повреждений или износа отдельных частей устройства, после чего выполняется сверка показаний с контрольным измерением.

В таком случае составляется акт выполненных работ, куда заносятся все выявленные недочеты и то, как они были устранены.

Что касается ответственности за содержание такого устройства, то она лежит на управляющей компании.

Отопление по ОДПУ за чей счет ставится счетчик

В первом пункте тридцать шестой статьи ЖК Российской Федерации говориться о том, что счетчики могут быть общедомовыми, что указывается на обязательную установку за счет владельцев квартир, так как он будет общим имуществом.

Во втором пункте той же статьи говориться о том, что расходы, связанные с установкой ОДПУ, обязаны быть пропорциональными площади каждого из помещений, то есть все жильцы будут оплачивать монтаж счетчика по индивидуально просчитанному тарифу, а не одинаково.

В законе говориться о том, что владельцы квартир в многоквартирном доме, обязаны делать определенные отчисления для того, чтобы поддерживать имеющейся общедомовое имущество в надлежащем виде, что относится и к общедомовым приборам учета.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.