Уставная грамота российской империи

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

2.1 Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева — государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего — 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.

2.2 Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени — губернские, 2-й степени — уездные, а 3-й — все прочие . Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

2.3 «Русская Правда» П.И.Пестеля

Павел Пестель был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».

Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.

Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. «Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».

Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.

В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.

Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями.

Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно: 1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения.

Окружные неместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».

Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, именуемых «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».

Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время.

Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России.

Информация о работе «Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 74507
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

95168 1 0

… весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления”. Во времена Екатерины II (1729–1796) начинается следующий этап в развитии политической и правовой мысли России. В знаменитом “Наказе” она обосновывала необходимость монархии, но при этом главной задачей монарха объявляла достижение общего блага и склонность всех к добрым делам, признавала его …

41873 0 0

… парламента, без рассмотрения и одобрения которого монарх не мог бы издать ни одного закона. Законодательная инициатива принадлежала императору (глава исполнительной власти). Специальная глава конституционного проекта была посвящена провозглашению гражданских свобод (свобода слова, печати), вероисповеданий, равенство вех перед законом, неприкосновенность личности, право частной собственности. Но …

66620 0 0

… наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган — Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения …

71867 0 0

… а Манифест не предлагал никакой формы правления, учреждая Временное правление и перелагая решение вопроса на новый выборный орган – палату представителей народных. Итак, из двух основных конституционных проектов декабристов только Конституция сохраняла монархию, но в существенно изменённом виде – ни о каком самодержавии не шло и речи. Интерес представляет само появление монарха в Конституции – …

Государственная Уставная грамота

История создания Уставной грамоты

Государственная Уставная грамота Российской Империи конституционный проект, преподнесенный императору Н.Н. Новосильцевым в 1820 году является итогом не просто законодательной деятельности Александра I не только в России, но и в Европе, но также венцом его долгих исканий: моральных, интеллектуальных, духовных.

Грамота была найдена случайно, во время Польского восстания 1830 года, когда войска князя Дибича вошли во дворец наместника великого князя Константина. Экземпляров было немного, на французском языке, но все, что находились там, было по приказу императора Николая сожжено.

Проект Н.Н. Новосильцева «Государственная Уставная Грамота» имеет несколько источников, подразделяемых на соответствующие редакции. К первой традиционно относят «Precis de la Charte constitutionelle de l’Empire de Russie». Вторая редакция включает в себя «Charte constitutionelle de l’Empire de Russie» и «Государственную Уставную Грамоту Российской империи». Третья редакция дополняет Хартию второй редакции и «Грамоту» регламентом, который окончательно и подводит черту под всем собранием трудов Новосильцева и его комиссии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственная Уставная грамота 420 руб.
  • Реферат Государственная Уставная грамота 270 руб.
  • Контрольная работа Государственная Уставная грамота 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

О главном назначении Уставной Грамоты читаем из проекта манифеста, который предполагалось издать в случае публикации документа:

«Конституционная Хартия не вносит никакого новшества и изменения в государственное устройство. Она основана на наших государственных учреждениях, она их объединяет, развивает положенные принципы, приводит их в действие и тем самым открывает возможность ввести порядок и гармонию в различные отрасли управления».

Получается, высшим предназначением Конституции действительно является систематизировать и по возможности произвести кодификацию всего законодательства империи.

Сущность государственного строя по Уставной грамоте

Проведя анализ юридического положения монарха, определить его роль и в сравнительном анализе определить через его фигуру положение документа в европейской конституционной семье. В ст. 11 сказано:

«Государственная власть неразделима: она сосредотачивается в лице монарха».

Статьи 16-18 оставляют за Государем исключительное право в вопросе военном. 16 вопросы войны и мира, 17 назначения от офицерского до генеральского состава армии, 18 назначение дипломатических лиц. Статья 19 оставляет за государем право назначать на места всех должностных лиц без исключения. «Гражданские, управительные, судебные» привилегии главы государства однозначно подчеркиваются.

Статьи 16-18 оставляют за Государем исключительное право в вопросе военном. 16 вопросы войны и мира, 17 назначения от офицерского до генеральского состава армии, 18 назначение дипломатических лиц. Эти положения повторяют смысл Французской Хартии 1814 года. Так, статья 14 утверждает: Король есть верховный глава государства, он начальствует над сухопутными и морскими силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры, назначает на все должности по государственному управлению и издает распоряжения и указы, необходимые для исполнения законов и для безопасности государства.

Статья 19 оставляет за государем право назначать на места всех должностных лиц без исключения. «Гражданские, управительные, судебные» привилегии главы государства однозначно подчеркиваются.

Статья 20 говорит о статусе государя как главы религиозной власти. Возможно, речь идет о влиянии конституционного закона Вюртембергского королевства: Королю принадлежит высшее право защиты и инспекции церквей.

Статья 24 предоставляет право государю располагать финансами империи.

Статья 31 наделяет государя правом издавать законы «при содействии общего государственного сейма».

Замечание 1

Таким образом, можно сказать, руководствуясь статьями Отделения Первого, положение монарха носит надгосударственный характер. Государю подчинены все сферы политической жизни общества, он есть источник любой власти политической.

Действительно формально они были не следствием единоличной воли монарха, а результатом соглашения его с земскими чинами или прежним сословным представительством, которое специально для этого созывалось. Удивительным образом Уставная Грамота смогла вобрать характер, безусловно, германского конституционализма, но форму французской реакционной эпохи, ведь, подобно Французской Хартии, Государственная Уставная Грамота относится к дарованным конституциям. Более того, многие статьи о судебной системе, о системе народных представительств находятся в тесной смысловой связи именно с Французской Хартией 1815 года.

Демократические свободы в документе и причины отказа от его утверждения

Замечание 2

Отдельной главой выделены «Ручательства Державной власти», то есть тот набор демократических свобод, гарантом и, соответственно, источником которых выступает монарх. Безусловно, гарантии предоставляются государем сословиям (потому что сословия сохраняются, и отмена феодальной системы не вытекает из данного документа), исходят из его воли, следовательно, статус монарха приобретает также характер надсословный.

Статьи главы условно можно поделить по сферам:

  • Ст. 78-79 – церковь
  • Ст. 80 88 закон и равноправие всякого перед ним
  • Ст. 89 свобода слова
  • Ст. 90 свобода передвижения
  • Ст. 91 свобода народного представительства
  • Ст. 92 95 статус подданных
  • Ст. 97 свобода частной собственности

Третья редакция Государственной Уставной Грамоты Российской империи относится к 1824 году. Этапы подготовки к введению Конституционной Хартии не могли быть быстрыми. Социальная фаза подготовки, чтобы не допустить «затруднений, препятствий, противоречий в людях» требовала и средств, и кропотливого труда, и времени.

Было ли оно у Александра? Без проработки тщательнейшим образом всех деталей документа, введение Конституции могло бы обернуться пугачевщиной, катастрофой общеимперского масштаба. Именно эти и другие причины стали препятствием на пути к конституционной монархии в России.

Проект «Государственная уставная Грамота Российской империи»

В результате военных побед и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства польского российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818г., уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.

Значительное явление в развитии конституционализма первой четверти XIX века — конституционный проект 1820 года «Государственная уставная грамота Российской империи», который предусматривал превращение ее в конституционную монархию (рис.2).

Работа над российской конституцией в обстановке большой секретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819-1821гг. Кроме Н.Н. Новосильцева, принимали участие еще князь П.А. Вяземский и французский юрист А. Дешан.

Текст этой Грамо ты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав: 1) предварительные распоряжения; 2) о правлении Российской империи; 3) ручательства державной власти; 4) о народном представительстве; 5) о судебной власти; 6) общие постановления.

Рис.2.Система государственной власти по «Уставной грамоте Российской империи».

По нему царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.

Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он под суден.

Несмотря на компилятивность (ощущается влияние Польской конституции 1815 года, французских конституций — Конституции V111 года Республики, хартии 1814 г., германских конституций — Баварии и Вюртембурга (1818 — 1819 гг.)), приверженность крепостному праву, сословному делению общества, «Государственная уставная грамота Российской империи» — этапная веха в развитии российского конституционализма, свидетельство достаточно высокого уровня интеллектуальной мысли и культуры того времени в области права и государственности.

Однако «Государственная уставная Грамота Российской империи» не была принята и даже обнародована. Александр I так и не решился принять Конституцию, опасаясь противодействия дворянства и в силу внешнеполитических причин — революционного движения в Европе. Александр считал, что Россия, в большинстве мужицкая, крепостная, еще не готова к конституционным преобразованиям. Поэтому проект так и остался на бумаге.

«Глава I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ

Статья 1. Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то ни было, разделяется сообразно с расписанием у него приложенным, на большие области, называемые Наместничествами.

Глава IV. О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

Отделение I. О государственной думе или сейме

Статья 99. Представительство народное образуется, как выше сказано (ст. 91).

Статья 100. Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.

Статья 101. Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в ст. 13).

Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей

Статья 102. Сеймы наместнических областей составляются из государя и Двух палат. Первая под именем высшей палаты образуется из одного департамента сената, присутствующего в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая под именем земской посольской палаты составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.

Статья 103. Сеймы наместнических областей рассматривают проект Общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить через государственный совет. Они рассматривают в особенности все проекты частных законов до каждой наместнической области касающихся, по повелению государя через правительственный совет наместничества к ним препровождаемых. Сверх сего они рассуждают по сообщению же от имени государя подобно вышесказанному, об увеличении или уменьшении всякого рода сборов, податей и земских повинностей; о средствах к уравнению раскладок, о составлении частных расписаний доходов и расходов наместнических областей: (Бюджет), одним словом обо всем, что государю благоугодно будет высочайше указать внести к ним на рассуждение…

Разряд 2. Об общем государственном сейме

Статья 114. Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая под названием палаты земских послов составляется, по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных».