Виды образовательных программ

5.2.2. Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Образование. Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации.

Виды образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К ним относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы подразделяются на:

  • основные
  • дополнительные.

Основные образовательные программы основываются на образовательных стандартах.

Дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами.

Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

В настоящее время в российских школах широко используется два вида учебных программ:

  • типовые
  • рабочие учебные программы.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета.

Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых отражается содержание национально-регионального компонента, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:
  • пояснительная записка или введение, в которой определяются цели и задачи;
  • содержание образования, т.е. учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
  • методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.
  • учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам. Такие программы разрабатываются для групп детей:

А – со сходными проблемами (глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

Б – со сходными образовательными потребностями, дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами (например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выделяются следующие группы:
– дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
– дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
– дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2–4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вступит в действие с 1 сентября 2016 года) для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами.

В настоящее время действуют:

– федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
– федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897),
– федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

С 1 сентября 2016 года к образовательным отношениям, возникшим с указанной даты, будут применяться:

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598);
  • федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599).

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

По каждому виду сходных нарушений развития у детей установлены несколько вариантов образовательных программ. В процессе освоения образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой. Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлены определенные требования к адаптированным образовательным программам для:

  • глухих детей
  • слабослышащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжелыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Для детей с множественными нарушениями развития требования к адаптированным образовательным программам указаны в последнем варианте обучения для детей со сходными проблемами со здоровьем (например, второй вариант обучения детей с умственной отсталостью предусматривает требования к обучению детей с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести). С этими требованиями можно ознакомиться по указанным выше в соответствующем разделе таблицы (крайний правый столбец).

Особое внимание необходимо обратить на обязательные коррекционные курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПР.

Статья 9. Образовательные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Следующая статья «
К тексту закона «

Методология написания авторских и составительных программ по разным направлениям

Методология написания авторских и составительных программ по разным направлениям

педагог-психолог Страшко Е.Н.

Рекомендации по разработке и оформлению авторской программы.

Определение авторской программы

В системе образования существует большое количество образовательных программ. Мы подробно остановимся на авторской образовательной программе.

Существует несколько определений авторской программы.

Авторская программа — документ, определяющий авторское видение способа структурирования содержания образования; ориентированный на реализацию цели и ценности современного образования и конкретной предметной области; основанный на авторской психолого-педагогической идее.

Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов.

Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью, предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.

Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.

Авторская программа- это программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе воспитания и обучения;

Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.

Примерная классификация авторских программ:

1. По способу разработки:

  • адаптивные — связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной образовательной среде;

  • комбинаторные — в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;

  • радикальные — происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым является государственный образовательный стандарт.

2. По степени новизны:

  • педагогическая инновация — создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну;

  • педагогическое изобретение — общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

  • педагогическое открытие — установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

3. По сроку реализации

  • краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;

  • одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;

  • долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;

4. По особенностям развития

  • общие – программы, ориентированные на широкий контингент обучающихся;

  • специальные – программы, ориентированные на особенности развития обучающихся ( для одаренных и талантливых; для детей и молодежи с особенностями психофизического развития).

Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке:

  • новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам;

  • нового содержания при сохранении его традиционных целей и ценностей;

  • новых педагогических технологий при сохранении существующих целей, ценностей и содержания; новых форм организации учебно-воспитательного процесса.

  • новых целей, ценностей, содержания и форм, технологий и др. компонентов педагогической системы.

Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом:

  • личного педагогического опыта работы по направлению

  • педагогического мастерства

  • собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания

  • запросов и потребностей детей и родителей

  • материальных, технических, финансовых условий для осуществления программы

Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.

Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.

Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям:

  • Закона РФ «Об образовании».

  • Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).

  • Приказом № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.

Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:

  • в чём смысл программы

  • каким представляется результат реализации программы

  • в чём новизна и степень авторства

  • соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям

  • лакие преимущества от программы получат дети

  • есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении

  • есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности

Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.

Построение программы согласно принципам дидактики

При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

  • принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);

  • принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);

  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);

  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);

  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);

  • принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);

  • принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);

  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

  • принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

Требования к составлению авторской образовательной программы

К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.

Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:

  • актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;

  • прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;

  • рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

  • реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;

  • целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;

  • контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;

  • корректируемость — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

Требования концептуально-содержательного плана.

Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.

Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:

  • последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;

  • опыт других педагогов;

  • последние достижения психолого-педагогических наук;

  • современные требования к дополнительному образованию.

Технология создания авторской программы

Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.

В первый блок входят:

  • Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).

  • Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).

Второй блок

  • Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.

  • Написание содержания самой авторской образовательной программы.

Третий блок

  • Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.

  • Экспериментальная апробация программы.

  • При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.

Алгоритм написания авторской образовательной программы

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

  • Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

  • Установление цели, ради которой вводится новая программа.

  • Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

  • Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

  • Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

  • Определение средств, методов и форм обучения.

  • Составление списка необходимой литературы.

Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы

Программа содержит следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • учебно­-тематический план;

  • содержание изучаемого курса;

  • методическое обеспечение программы;

  • информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)

Оформление титульного листа авторской программы

Титульный лист – это «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь указывается следующая необходимая информация:

  • наименование образовательного учреждения;

  • где, когда и кем утверждена программа;

  • полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);

  • возраст обучающихся и воспитанников, на которых программа рассчитана;

  • срок реализации программы;

  • Ф. И. О. и должность автора (авторов);

  • название города;

  • год разработки программы.

Пояснительная записка

В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.

При формулировке обоснования необходимо отразить:

  • необходимость создания авторской программы

  • влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом и на развитие его способностей

  • изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.

Выделение особенностей программы

Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Необходимо помнить, что отличия должны быть всегда конкретны. Характеризуя отличия, следует избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из личного опыта, знаний о других программах, пересекающихся с данной тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, оригинальной методике, использованной литературе, в комбинации или рационализации известных методик и технологий. Педагогу необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа.

Важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия логически встроены в систему образовательной деятельности.

Формулировка цели и задач программы

Ключевым элементом пояснительной записки является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению.

Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.

Важно, с одной стороны, стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, конкретны, измеряемы, решаемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

В других частях пояснительной записки (возраст обучающихся, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), необходимо следить за тем, чтобы названные цифры и формы совпадали с тем, что будут включены в учебно-­тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Довольно часто в этом разделе встречаются неточности. Чтобы этого избежать, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами, целью и поставленными в программе задачами. Ожидаемые результаты — это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.

Показатели успешности реализации программы

Предметом оценивания могут быть:

  • набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые приобрели обучающиеся в результате освоения конкретной программы;

  • перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у обучающегося.

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у всех обучающихся. Сведенные вместе, они и покажут, в какой мере тот или иной обучающийся сумел освоить предложенную ему программу.

В идеале для каждой программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.

При написании пояснительной записки автор может использовать маркеры (см. приложение1)

Составление учебно-­тематического плана программы

При составлении учебно-тематического плана следует помнить:

  • учебно-­тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему

  • между учебно­-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных педагогом тем должно быть строгое соответствие.

В разделе «Содержание программы», занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Что касается стиля написания раздела, то он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить, как «телеграфный стиль». Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи (особенно часто – причастные обороты). Ваша задача – описать содержание разделов и тем так, чтобы можно было ясно представить, что необходимо освоить обучающимся на занятиях. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть понятно, какие знания получат обучающиеся, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.

В разделе «» педагог должен

  • раскрыть содержание тем и разделов с использованием

  • собственного представления современных инновационных технологий

  • своего педагогического опыта

  • указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих

  • остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,

  • изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.

Методическое обеспечение программы

Раздел «Методическое обеспечение программы» предоставляет педагогу возможность хоть в какой¬-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные «изюминки».

Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие разделы. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, методов и приемов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, использование современных образовательных технологий, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел «Методическое обеспечение программы», позволят придать большую наглядность особенностям работы по реализации программы.

Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие и т.д.) представить свою систему оценки.

Список литературы

Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы:

— список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся после фамилии;

— кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт ¬- Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью).

Например:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 223 с.

3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

4. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.

Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:

• для педагогов;

• для обучающихся;

• для родителей (если это предусмотрено особенностями программы)

Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

Авторская программа может стать основой методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия или учебника для обучающихся.

Любая (в т.ч. авторская) образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.

Типичные ошибки при разработке программы.

Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:

  • слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);

  • подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);

  • выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);

  • замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);

  • слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);

  • «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.

Возможна такая методика целеполагания: чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.

Литература

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.

  2. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.

  3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.

  4. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования – Волгоград, 2009 г

  5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М., 2006 г., школьная пресса

  6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

  7. Приказ № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.

Приложение 1

Аспекты содержания

пояснительной записки

Маркеры

1. Актуальность разработки программы

  • Актуальность данной проблемы возрастает в связи с …, связанными с …

  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования … относятся …

  • В связи с … большое значение приобрела проблема …

  • Интерес к вопросам обучения … обусловлен …

  • Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы …

2. Причины разработки программы

  • Необходимость разработки программы … обусловлена несоответствием действующих … и требований …

  • Причины разработки программы … заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как …

  • Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью … и недостаточной …

  • Разработка программы, обусловлено тем, что …

3. Особенности программного материала

  • Специфика данной программы дополнительного образования детей обусловлена …

  • Особенность данной программы состоит в …

  • Программа … ориентирована на применение широкого комплекса …

  • Отличительными чертами данной программы являются …

  • Особый акцент в программе сделан на использование …, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

  • Предлагаемая программа является … Она построена на основе …

  • Нами переработаны авторские материалы … (8), являющиеся основанием данной программы.

5. Адресат

  • Программа адресована …, а также может быть частично использована в учреждениях дополнительного образования.

  • Программа рассчитана на обучение …

6. Соответствие нормативной базе

  • Данная программа построена в соответствии с Закона РФ «Об образовании»,

  • Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).

  • Приказом № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013).

7. Требования к знаниям и умениям обучающихся

  • В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия …, этапы развития …, принципы организации …; понимать вопросы …; уметь использовать …, применять способы …, решать …, проводить …, пользоваться …, владеть культурой …

8. Целевая установка

  • Данная программа имеет цель …

1. формировать систему …;

2. совершенствовать умения …;

3. развивать творческий подход к …;

4. создать основу для понимания … (скоординировать …, определить …, упорядочить …, систематизировать …, углубить понимание …).

  • Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: …

  • Основные задачи программы заключаются в следующем: …

9. Структура программы

  • Графическая форма представления программы в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «……….»;

2. «……….»;

3. «……….».

  • В программе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): …

  • Программа … включает следующие разделы: …

10. Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных занятий, (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих занятий, диспутов и др.).

11. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых

  • Особое место в овладении содержанием программы отводится самостоятельной работе по …

  • Для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы …

  • В ходе прохождения программы воспитанники посещают занятия, участвуют в семинарах…, занимаются индивидуально …

12. Итоговый контроль

  • Оценка знаний и умений воспитанников проводится с помощью итогового теста, который включает … вопросов (заданий) по основным проблемам.

13. Объем и сроки изучения

  • Программа … общим объемом … часов изучается в течение …).

  • Программа включает … теоретических занятий и …. практических занятий