Виды ответственности госслужащих

Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная

Выделяют следующие виды юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их взаимосвязи со статусом государственного служащего.

Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданского служащего является дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со ст. 57 федерального закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарного проступка) на государственного гражданского служащего могут налагаться представителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, уточненным федеральным законом.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на государственной гражданской службе, то в настоящее время применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона о государственной гражданской службе, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано государственным служащим в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения года по инициативе органа либо руководителя, наложившего его, а также и по просьбе самого гражданского служащего. С дисциплинарной ответственностью может быть связана и административная ответственность государственного гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.

Административная ответственность государственного служащего. Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности.

В действующем на данный момент Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации должностные лица в качестве спецсубъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим прежде всего вопрос об основаниях административной ответственности государственных служащих.

Фактическим основанием административной ответственности должностных лиц государственной службы являются административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Для характеристики особенностей административной ответственности именно должностных лиц представляется возможным использование предложенного Е.И. Марковой термина «должностной административный проступок», который, очевидно, является разновидностью административного правонарушения и основанием административной ответственности должностных лиц.

Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами: 1) прямое нарушение правил; 2) дача незаконных указаний подчиненным; 3) отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил. Вторая и третья разновидности, очевидно, являются специфическими именно для должностных лиц. Субъектами административной ответственности в целом могут выступать как физические, так и юридические лица.

К государственным служащим могут применяться те же административные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф. Основная особенность административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафам.

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. Но административная ответственность имеет и свои особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции органы исполнительной власти.

2. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Она наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.

5. Если при дисциплинарной ответственности между лицом, применяющим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях.

7. Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений).

Уголовная ответственность государственного служащего. Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами Уголовного кодекса РФ.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, большие штрафы, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

В гл. 30 УК РФ перечислены составы преступлений против государственной службы (это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному собранию РФ или Счетной палате (соответственно представительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим (например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства), так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), пролив правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст. 290 УК РФ «Получение взятки». По Уголовному кодексу Российской Федерации понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).

Наиболее распространенное преступление злоупотребление должностными полномочиями предусмотрено ст. 285 УК РФ. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, «занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации», а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Превышение должностных полномочий (ст. 286) УК определяет как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятельностью, либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Уголовно наказуемым является и служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Подвержено уголовно-правовому воздействию и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ), довольно часто допускаемое на практике. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы — это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

  1. материальная ответственность по трудовому законодательству;
  2. материальная ответственность по гражданскому законодательству;
  3. возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения;
  4. имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государственному органу. Основными условиями применения материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством являются:

  1. наличие прямого действительного ущерба;
  2. противоправность поведения (действия или бездействия) должностного лица;
  3. причинная связь между поведением должностного лица и возникшим ущербом;
  4. вина должностного лица.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в полном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от величины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является достаточно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации.

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися на всех рабочих и служащих, независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприятию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государственного органа материального вреда, причиненного гражданам его незаконными действиями. В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие. Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в случае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и социумом.

В состав мер должного и возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении к граждан­скому служащему различных взысканий и наказаний за допущение по­ступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: 1) дисциплинарную; 2) административную; 3) материальную и 4) уголовную.

Наиболее широко в государственной службе используется дисциплинарная ответственность — этоприменение мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке слу­жебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственности государственного служащего определяет ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возло­женных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответст­вии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании, установленном п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимате­ля должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письмен­ной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение со­ставляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим должностного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после Обнаружения должностного проступка,но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позд­нее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Копия акта (указа, постановления, распоряжения, приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти календарных дней со дня издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной форме в комиссии по служебным спорам государственного органа или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собствен­ной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Дисциплинарная ответственность гражданских служащих имеет двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих основаниях с другими гражданами (например, равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.д.), а во-вторых, с учетом специфики профессиональной деятельности (например, этот вид юридической ответственности в армии регулирует Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, в органах охраны общественного поряд­ка — Положение о прохождении государственной службы в органах внут­ренних дел и т.п.).

Другим видом юридической ответственности гражданского служаще­го является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами. Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответ­ствующими органами и должностными лицами.

Особенности административной ответственности:

1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.

2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказа­ний производится специальными органами исполнительной власти и в не­которых случаях судами (судьями).

3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинар­ной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, незави­симо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).

4. Административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.

5. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).

6. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: 1) административно-предупредительные; 2) меры административного пресечения; 3) административные взыскания.

Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выра­жается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущест­венного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним.

Материальная ответственность гражданского служащего наступа­ет либо в административном порядке, либо по суду. Поскольку соответ­ствующих правовых норм в административном праве пока нет, то согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданских служащих в этой части распространяется действие федерального законодательства о труде.

К уголовной ответственностигражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.

Основа юридической ответственности госслужащих

Юридическая ответственность государственных служащих применяется по отношению к государственным служащим. Она состоит из всех известных видов юридической ответственности:

  • дисциплинарной,
  • административной,
  • уголовной,
  • материальной.

Замечание 1

Иногда за материальные последствия может отвечать государственный орган, в котором служит работник.

Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид ответственности госслужащих в современном аппарате нашей страны по причине ее оперативного характера, непосредственности и возможности учитывать конкретную обстановку правонарушений, которые совершает компетентной в ситуации лицо – вышестоящий начальник государственного служащего.

ФЗ от 31.12.99 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст. 16 «Статус члена избирательной комиссии» дается определение для непосредственного подчинения.

Определение 1

Непосредственное подчинение включает служебные отношения подчиненного и руководителя, где руководитель обладает в отношении подчиненного властными (распорядительными) полномочиями. Он обладает правом принимать и увольнять, в пределах должностных полномочий отдает приказы, распоряжения, дает указания, которые обязательны для исполнения, применяет поощрительные меры и меры дисциплинарного взыскания

Этот ФЗ заменил Федеральный закон от 10.01.03 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», который уже не включает в себя рассмотренное определение. Тем не менее, оно является важным с позиции выяснения иерархических отношений между органами и должностными лицами, используется для точной организации разрешения споров.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Научные дискуссии были вызваны характером ответственности, когда ее применение происходит через суд: трудовая, служебная или административная.

Определение 2

Так, дисциплинарная ответственность представляет собой ответственность в соответствии с подчиненностью. По существу, дисциплинарная ответственность — это повиновение установленному порядку.

Сознательное исполнение собственных обязанностей в некоторых случаях предполагает неповиновение (например, неправомерный приказ).

Основание ответственности в этом случае представлено дисциплинарным (должностным) проступком. Также сюда можно включить должностные упущения и некачественные акты управления, которые издаются должностным лицом. В последующем они способны порождать иски граждан.

Пример 1

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривал случай, когда территориальной Госналогинспекцией № 2 г. Костромы было направлено обращение в Арбитражный суд Костромской области. Был предоставлен иск в адрес ИП Скрынник С. А. о взыскании 10 тыс. руб. заниженного дохода, включая штраф в сумме заниженного дохода и недоимку в сумме подоходного налога. Местным арбитражным судом все требования инспекции были быстро удовлетворены, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что в то время в действие уже вступил новый Налоговый кодекс. Он смягчал ответственность и применял ее к данному случаю таким образом: штраф необходимо признавать не равным заниженной налогооблагаемой базе, а лишь размеру в 20% от ее суммы.

Таким образом, для государственных служащих также характерно совершать ошибки, которые не всегда имеют определенный умысел. Тем не менее, подобные последствия действий должностного лица не всегда могут быть основанием для того, чтобы применять дисциплинарную ответственность.

Помимо дисциплинарного проступка, особое основание для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей предприятия, включая его заместителей, представлено требованием представительного органа работников. Его регулирует ст. 195 ТК РФ, которая предусматривает, что работодатель должен рассматривать заявление представительного органа работника о нарушении руководителем организации, его заместителями законных нормативных правовых актов, которые касаются труда, условий коллективного договора, соглашений. Также в этом случае необходимо сообщать о результатах рассмотрения представительному органу. Если факты нарушений подтверждаются, то работодатель должен использовать в отношении руководителя или его заместителей дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

Это может быть как широкая уступка профсоюзному движению, так и фикция, поскольку диспозиция статьи обладает абсолютно безразмерными формулировками, которые с легкостью попадают под субъективное толкование.

Дисциплинарные взыскания, которые предусматривает ст. 192 ТК РФ весьма лаконичны. Так, за совершение дисциплинарных проступков, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, работодатели вправе использовать несколько видов дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по определенному основанию.

Этой же статьей ограничивается возможность установить иные взыскания: «Федеральные законы, уставы и положения о дисциплине для отдельных категорий рабочих могут быть предусматривать и другие дисциплинарные взыскания. Недопустимо использовать дисциплинарное взыскание, которое не предусмотрено ФЗ, уставом или положениями о дисциплине.

Дисциплинарную ответственность госслужащего может определять н. 1 ст. 57 »Дисциплинарные взыскания» ФЗ № 79-ФЗ. В нем предусмотрено, что за совершение дисциплинарных проступков, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданскими служащими по их вине возложенных на них должностных обязанностей, представитель нанимателя вправе использовать следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном соответствии должности;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение со службы в соответствии со специальными основаниям.

Замечание 2

Каждый дисциплинарный проступок влечет за собой использование лишь единственного дисциплинарного взыскания.

Если сравнивать с видами взысканий, которые устанавливал предыдущий ФЗ № 115-ФЗ 1995 г., то там среди наказаний отсутствовал «строгий выговор», зато было включено наказание в виде освобождения от замещаемых должностей гражданской службы. Список взысканий за правонарушения, которые вытекают из отношений госслужбы, не всегда соответствует списку дисциплинарных взысканий, которые закрепляет статья 192 ТК РФ. Это способно приводить к разграничению отношений госслужбы и отношений трудового найма в соответствии с Трудовым кодексом.

Административной процедурой использования и снятия дисциплинарного взыскания (ст. 58 ФЗ № 79-ФЗ) дополнительно уточняется самостоятельность служебного нрава по сравнению с трудовыми правоотношениями.

Законодательством предусмотрено, что до момента использования подобного взыскания представителем нанимателя требуется от гражданского служащего письменное объяснение, которому должна предшествовать служебная проверка. Взыскание можно применять только непосредственно после того, как был обнаружен дисциплинарный проступок, но не позже 1 месяца со дня, когда он был обнаружен. В любой ситуации взыскание нельзя применять позже 6 месяцев со дня совершения проступка. По результатам проверки финансовой и хозяйственной деятельности или проверки аудитором такой срок устанавливается на 2 года со дня. когда работник совершил дисциплинарный проступок. Гражданский служащий обладает правом обжалования дисциплинарного взыскания письменно в комиссию органа государства по служебным спорам или в суд.

Особенность процедуры использования дисциплинарных взысканий к госслужащим заключается в проведении служебных проверок, которые регулирует статья 59 ФЗ № 79-ФЗ. Она специфична, поэтому представляет специальный интерес.

Служебную проверку проводят в соответствии с решением представителя нанимателя или заявлению гражданских служащих в письменном виде. Осуществляя служебную проверку, в полной мере необходимо объективно и всесторонне установить:

  • факт совершения работников проступка;
  • вину гражданского служащего;
  • условия и причины, которые повлияли на совершение гражданским служащим проступка;
  • размер и характер вреда, который был причинен служащим;
  • обстоятельства, которые явились основанием для письменного обращения работника о проведении подобной проверки.

Проведение служебной проверки должно быть поручено подразделению государственного органа, занимающегося вопросами государственной службы и персонала при участии юридических (правовых) подразделений и выборных профсоюзных органов. Гражданский служащий, который напрямую или косвенно заинтересован в результатах проверки, не вправе принимать участие в осуществлении служебной проверки. Более того, тот работник, по отношению к которому проводят служебную проверку, может временно отстраняться от замещаемой должности на гражданской службе на период служебной проверки. При этом за ним должно сохраняться на это время денежное содержание по замещаемой должности на гражданской службе. Служебная проверка завершается не позже, чем через месяц с того дня, когда было принято решение о ее проведении. Ее заканчивают письменным заключением, где сформулированы обстоятельства и факты, которые были установлены в ходе проверки, включая предложения об использовании к служащему дисциплинарного взыскания или о невозможности его применения. Заключение должно быть приобщено к личному делу работника, по отношению к которому была совершена служебная проверка.

Замечание 3

Что касается положительных качеств дисциплинарной ответственности, то они заключаются именно в оперативном характере ее использования. Ее сильнейшее моральное влияние на работника обусловлено оглаской в коллективе.

Среди недостатков можно выделить ведомственный характер, когда служащий приучается подчиняться своему руководителю и быть ему приятным, общество, ради которого работает государственный аппарат, не осведомлено о степени справедливости дисциплинарного наказания, включая сам факт их действия, публичной регистрации. При этом предложения Ю. Н. Старилова о том, чтобы принять Дисциплинарный кодекс всей государственной службы, а не только дисциплинарного устава отдельных отраслей, не способны изменить ее качеств, если в проект кодекса специально не будет заложена обязанность публикации сведений о дисциплинарных наказаниях госслужащих. Надеяться же на такие события нет оснований, поскольку в открытой публикации не существует информации об организациях на «свободном» рынке в РФ, как нет и сведений о фиксации движения капитала и возможности обществу убедиться в его не преступном характере. В таких условиях нет надежды на другое развитие событий по отношению к дисциплинарной ответственности.

Отрицательная сторона дисциплинарной ответственности заключается и в том, что часто правонарушения служащего может оставаться незамеченным его начальником, а иногда и совершаться вместе с ним. А ничто так не разлагает общество и служащих, как отсутствие последствий, наказаний после совершения правонарушений. Внешний в отношении к государственным служащим государственный орган административной юстиции в этой позиции является более беспристрастным, проводя унифицированную правоприменительную практику и не оставляя без внимания или логического завершения поступившие дела.

Дисциплинарная ответственность в Японии предусматривает лишь 4 вида взысканий:

  • увольнение,
  • приостановка работы в должности,
  • сокращение зарплаты,
  • предупреждение.

Дисциплинарные взыскания должны использоваться лицом, имеющим право найма. Важная гарантия прав служащего заключается в требовании Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, которое подвергается дисциплинарному наказанию, о причинах серьезной дисциплинарной мере к нему вопреки воле. Серьезные меры включают сокращение заработка, снижение по служебной лестнице, отстранение на время от должности, увольнение и др.

Замечание 4

Законом также определяются определенные реквизиты подобного объяснения, включая место и срок обжалования взыскания.

Во Франции закон 1984 г. включает обширную систему мер взыскания, которая дает возможность варьирования наказаний без излишней жестокости, но с возможностью мягко легализовать их применение, отсрочки его исполнения. В соответствии с французским законом государственный орган госслужащего может лишать пенсии и после ухода на нее. Срок рецидива в этом случае увеличивается до 3-5 лет. Взыскания могут использоваться в качестве основных или дополнительных, каковыми являются исключения из списка повышения в должности. Следует выделить среди взысканий и меры экономического наказания (прекратить выплаты всякого вознаграждения). Назначение наказания в целом наступает по предварительному заключению дисциплинарного совета, что способно снижать субъективность характера применения наказаний органа, который его применяет.

В Римской курии ответственность служащих и использование дисциплинарной ответственности осуществляется Дисциплинарной комиссией Римской курии. Что касается самих взысканий, то они включают наказания, которые связаны с ограничениями в работе, как основной смысл служебной деятельности служащего. Если происходит нарушение без уважительной причины рабочего графика, то применяется денежное взыскание в размере, который не должен быть больше 50 % ежедневного заработка. Особое внимание уделено нарушениям, включая «нарушения правил и порядков частной жизни, наносящих ущерб репутации ведомства», «уголовное преследование, которое делает служащих не заслуживающих доверия».

Замечание 5

Споры двух и более ведомств, которые относятся к разграничению полномочий, рассматривает Верховный трибунал апостольской сигнатуры, а трудовые споры рассматривает Служба труда Апостольского Престола.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Административная и уголовная ответственность государственных служащих

Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил. По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать. Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.

Замечание 6

Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо). Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение.

Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник. Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания. Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив. Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную). Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен.

Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны. Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права.

Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).

  1. Использование должностными лицами собственных полномочий на службе вопреки ее интересам. Это деяние должно быть совершено в корыстных или прочих личных целях и вести к существенному нарушению прав и законных интересов предприятий или граждан или общественных, охраняемых законом интересов. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработка (прочего дохода осужденного) за период до полугода, лишением права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, арестом 4-6 месяцев, лишением свободы до 4 лет.
  2. Такое же деяние, которое совершено лицом, находящимся на государственной должности РФ или ее субъекта (глава органа местного самоуправления) должно быть наказано штрафом (100-300 тыс. руб.) или в размере зарплаты за период 1-2 лет, лишением свободы до 7 лет, включая лишение прав занимать соответствующую должность или вести определенную деятельность до 3 лет.
  3. Деяние, которое предусмотрено 1 и 2 частью статьи. Влекут за собой тяжкие последствия и наказание в виде лишения свободы (до 10 лет), включая лишение прав занимать должность или вести деятельность (до 3 лет).

Также уголовное наказание предусматривается за служебный подлог. В соответствии со ст. 292 УК РФ служебный подлог представляет собой внесение должностными лицами, а также государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, которые не являются должностными лицами, в официальный документ изначально ложной информации, включая внесение в них таких исправлений, которые способны исказить действительное содержание документа. Преступление признается, когда деяние совершено в корыстных или иных личных целях. Подлежит наказанию штрафом (до 80 тыс. руб.), суммой заработной платы, или иным доходом осужденного (до 6 месяцев), обязательными работами (180-240 часов), исправительными работами (1-2 года), арестом (3-6 месяцев), лишением свободы (до 2 лет). В случае существенного нарушения прав и законных интересов лиц или предприятий, а также законодательно охраняемых интересов государства и общества служебный подлог предусматривает наказание штрафом (100-500 тыс. руб.) или в сумме зарплаты (дохода) осужденного (1-3 года), лишение свободы (до 4 лет), включая лишение прав занимать определенную должность или осуществлять соответствующую деятельность (до 3 лет или бессрочно).

Уголовный кодекс предусматривает не менее жестокие наказания за получение взяток. Так, в статье 290 УК РФ указано, что личное или через посредника получение должностным лицом взятки (деньги, ценные бумаги, прочее имущество, выгоды имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателей или представляемых им людей, если они включены в служебное полномочие должностного лица либо оно по причине должностного положения способствует подобным действиям (бездействию), общее покровительство или попустительство) должно понести за собой наказание в виде штрафа (100-500 тыс. руб.), суммы зарплаты (прочего дохода осужденного) за период от 1-3 лет, лишения свободы (до 5 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную деятельность (до 3 лет). Что касается получения должностными лицами взяток за незаконные действия (бездействие), то оно подлежит наказанию в виде лишения свободы (3-7 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную законом деятельность (до 3 лет). Подобные действия, которые совершает человек, исполняя государственные обязанности или занимая государственную должность субъекта РФ, включая глав органов местного самоуправления, должны наказываться лишением свободы (5-10 лет), включая исключение прав занимать определенные должности или вести соответствующую деятельность (до 3 лет).

Подобные действия, которые совершает группа сотрудников по предварительному сговору или организованная группа, включая вымогательство взятки или в крупных размерах, должны наказываться лишением свободы (7-12 лет), наложением штрафа (до 1 млн. руб.), выплатами в сумме зарплаты (прочего дохода осужденного). Крупный размер взятки представляет собой сумму денежных средств, сумму ценных бумаг, прочего имущества или имущественных выгод, которые превысили 150 тыс. руб.

Замечание 7

Государственный служащий иногда игнорирует судебные и арбитражные решения, не выплачивая присужденные средства и не выполняя в натуре требуемые действия.

В Уголовный кодекс РФ включена для этого специальная статья 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Она гласит, что злостное неисполнение со стороны госслужащего или организации вступивших в законную силу приговора суда, судебного решения или прочего акта суда, включая препятствия для их исполнения, должно наказываться штрафом (до 200 тыс.руб.), суммой заработной платы (прочего дохода) осужденных (до 18 месяцев), лишением прав занимать определенные должности или вести деятельность (до 5 лет), обязательными работами (180-240 часов), арестом (от 3-6 месяцев), лишением свободы (до 2 лет).

Можно сказать, что законодательство обладает достаточными диспозициями для гарантии правомерного поведения госслужащего. Те мне менее, коррумпированность аппарата государства за годы правления В. В. Путина достигает огромных масштабов. Здесь даже должности государственного аппарата для их занятия оцениваются через суммы взяток. Профессором В. В. Лунеев было констатировано, что все необходимые нормы борьбы с коррупционерами уже давно и точно зафиксированы тремя конвенциями Совета Европы и ООН. Он пишет: «Мы их подписали, но, как показало время, их никто не выполняет». «Коррупция становится нашей конституцией, а безответственность за нее представляет собой повседневную практику».

Замечание 8

Если соглашаться с оценкой фактов коррупции В. В. Лунеева, то не хочется воспринять захватившие его безнадежие, пессимизм и уныние, которые были выражены следующими словами: «все правильные фразы о коррупции уже сказаны, требуемая документация многократно разработана и переработана, опыт других государств, в которых успешно проходит борьба с этим явлением исследован, поэтому ничего нового предложить или сказать уже нельзя. Интеллектуальные возможности исчерпаны».

Законодательством зарубежных государств некоторые правоотношения, которые связаны с привлечением госслужащего к уголовной ответственности, также регулируются. Статья 80 Устава Римской курии включает положение о том, что порядок дисциплинарных взысканий не должен использоваться при увольнении по причине вынесения компетентным органом власти государства города Ватикан или прочих стран обвинительных приговоров за совершение умышленных преступлений. То есть применяться должен один вид ответственности (уголовная или дисциплинарная). Например, в Японии привлечение к уголовной ответственности не должно препятствовать использованию дисциплинарной ответственности (статья 85 Закона Японии).

Материальная ответственность госслужащего представляет собой значительно менее ощутимый тип государственного воздействия для него. Никакой работник государственной службы по закону не способен обладать уровнем материального благосостояния, дающим ему возможность при причинении ущерба стране рассчитаться с государством из собственных материальных средств. По этой причине государственно организованный народ идет всегда на риск, поскольку соглашается на то, что определенное лицо займет ту или иную государственную должность.

Например, в Великобритании этого и не пытались достичь. Д.Гарнер писал: «За соблюдение договорных обязательств, в которые гражданский служащий вступил от имени Короны, он обычно не несет личной ответственности. Ему невозможно предъявить иск о нарушении гарантий договора, которые даны от ее имени. В случае совершения им правонарушения при исполнении должностных обязанностей, чаще всего за него отвечать будет наниматель в виде Короны. Конечно такое лицо не может избежать ответственности, если в свое оправдание будет ссылаться на приказ вышестоящих должностных лиц или на необходимость государство. Но это предусмотрено для тех правонарушений, которые он совершает не на службе ее величества и не являясь британским подданным».

Замечание 9

Буржуазные государства в число мер ответственности госслужащих включили различные материальные взыскания, в том числе уменьшение размера жалованья, отстранение от службы без его сохранения и др. В нашей стране подобные наказания распространения не нашли.

В Швейцарии статья 25 предусматривает обязанность должностного лица добросовестно и разумно выполнять приказы своего руководства на службе, при этом за них отвечает сам начальник. А вот в суд он сможет идти только, получив разрешение компетентных органов (ст. 28). Ст. 29 Закона Швейцарии предусмотрено, что Конфедерация несет ответственность перед третьими лицами за содержание специальных постановлений в федеральном праве, но в этой ситуации она может подать жалобу в суд против виновных должностных лиц. Подобное право иска Конфедерация может сохранить и после того, как прекращены служебные обязанности должностных лиц. К этому имеют отношение и последствия ответственности госслужащих. Закон Швейцарии прямо закрепляет, что госслужащий подвергается ответственности 2 или 3 раза за одно и то же деяние (в 1958 г. эту статью отменили).

Статья 30 Закона гласит, что «дисциплинарную меру нельзя считать действительной по отношению к ответственности за причиненный ущерб и к уголовной ответственности должностных лиц». Таким образом, за одно деяние можно применить сразу 3 наказания. В некоторых исключительных случаях в одно время налагаются несколько дисциплинарных взысканий, при этом был увеличен срок рецидива (ст. 32. ч. 4), в соответствии с которым необходимо 5 лет для того, чтобы служащий считался как не привлекаемый к дисциплинарной ответственности.

Важно отметить и симптоматическое для госслужбы правонарушение, которое в Иране наказывается в соответствии с Законом о реорганизации (ст. 26. п. 10). Он гласит, что наказанию подлежит активное участие в заключении в условиях прежнего режима грабительских или наносящих государству убытки договоров (включая внутренние, внешние, военные, невоенные) в форме внесения предложений, формирования несправедливой цены, формирования и утверждения не реального обоснования, вмешательства, руководства и участия в их подписании. Правда, наказание там предусматривает лишь увольнение со службы в учреждениях, которое исключает право приема на государственную службу в перспективе. Наряду с этим содержание статьи обладает прямой проекцией и на реформы в нашей стране.

В истории нашего государства использовались и прочие способы применения ответственности для госслужащих.

Пример 2

Членом Сената при Петре I Петром Шафировым было совершено нарушение, когда он ослушался регламента, предполагающего выход в определенный момент из Сената. После возникновения перепалки в Сенате и требования прокурора выйти, Шафиров не вышел. За этот проступок император предал его суду, который приговорил Шафирова к смерти. Казнь была совершена в Москве. Палачом был поднят топор, но в момент отрубания головы топор был опущен рядом с головой. В этот момент арестанту объявили о помиловании.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Ответственность государственных гражданских служащих

Ответственность государственных гражданских служащих – это специальная разновидность юридической ответственности, обусловленная особым статусом субъекта правонарушения – государственного гражданского служащего, которому в силу закона предоставлены широкие полномочия для обеспечения прав личности и решения задач публичного управления, а также дополнительные гарантии, что, в свою очередь, предопределяет повышенную опасность совершаемого им правонарушения.

Понятие и виды ответственности государственных гражданских служащих

Ответственность государственных гражданских служащих требует специального правового регулирования в силу особой роли, выполняемой ими гражданской службы. Предоставленные им широкие полномочия по реализации функций публичного управления требуют от служащих добросовестности, усердия, порядочности в их ежедневной деятельности. Правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, влекут негативные последствия не только в отношении конкретного потерпевшего, но и, более широко, в отношении всего общества в целом:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ответственность государственных гражданских служащих 480 руб.
  • Реферат Ответственность государственных гражданских служащих 280 руб.
  • Контрольная работа Ответственность государственных гражданских служащих 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, нарушают режим законности функционирования всего механизма публичного управления;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, снижают уровень доверия населения к системе публичного управления, обесценивают провозглашаемое Конституцией РФ демократическое общественно-государственное устройство и пр.
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, приводят к ненадлежащему исполнению или неисполнению служащими возложенных на них функций и задач публичного управления, то есть их непосредственные обязанности перед обществом остаются не выполненными, как следствие общественные запросы остаются без удовлетворения, права личности без должного обеспечения;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, выступают причиной коррупции публичного управления. Отсутствие в стране действенных механизмов борьбы с коррупцией рассматриваются мировым сообществом как неспособность государства обеспечить правопорядок, демократическое устройство, законность и пр. Указанное оказывает негативное влияние на имидж России на международной арене и пр.

Регламентация правового статуса лица, замещающего должность на государственной гражданской службе, осуществляется государством в специальном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы и ее разновидности – гражданской службы, в частности.

Следуя положениям такого специального законодательства, правовое положение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, образуют следующие элементы:

  • обязанности и права, образующие во взаимосвязи полномочия служащего;
  • ограничения и запреты, который вынужден претерпевать служащий ввиду значимости для общества задач гражданской службы;
  • дополнительные гарантии реализации правового положения;
  • специальная юридическая ответственность.

Правовая ответственность лица, замещающего должность государственного гражданского служащего, может быть следующих видов:

  • уголовно-правовая;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административно-правовая.

Замечание 1

Каждый из названных видов правовой ответственности применяется в рамках правовых санкций, которые установлены правовыми положениями соответствующей отрасли права.

При этом необходимо отметить, что лицо, замещающее должность гражданской службы, может нести ответственность на общих основаниях и специальную ответственность, связанную со своим особым правовым статусом. Последний вид ответственности и представляет собой ответственность государственного гражданского служащего.

Замечание 2

Привлечение служащего к юридической ответственности позволяет восстановить законность публичного управления, правопорядок в обществе и пр.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность влечет для служащего по решению уполномоченного руководящего должностного лица или органа публичного управления негативные правовые последствия при совершении им должностного проступка.

Субъектом, полномочным привлекать служащего к дисциплинарной ответственности, является орган или руководящее должностное лицо, к числу полномочий которого относится назначение на должность служащего.

Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.

Административная ответственность государственных гражданских служащих

Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.

В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.

Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.