Виды ответственности в международном праве

Международно-правовая ответственность — это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других — могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества.

В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства.

Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Виды ответственности как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. К формам материальной ответственности — реституции, субституции и репарации.

Реституция — вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства.

Субституция (от лат. substituo — ставлю вместо, передаю взамен) — разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Репарации (от лат. reparatio — восстановление) — полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.

Ординарная сатисфакция — это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции — восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы — принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.

Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

Также следует упомянуть такую форму политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Понятие международно-правовых санкций

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функци­ональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в определенных уставом пределах.

Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Соотношение ответственности и санкций в международном праве

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой международной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

санкции — это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;

санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответ­ственности;

санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность;

санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя;

основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.

Таким образом, международно-правовые санкции — это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обяза­тельства, вытекающие из его ответственности.

Особенность санкций заключается в том, что в случае согласия государства-правонарушителя добровольно выполнить все обязанности, вытекающие из правоотношений ответственности, такое государство освобождается от введения будущего санкционного режима. Отказ же от исполнения этих обязанностей или нежелание прекратить правонарушение, которое длится, дает правовое основание для применения санкций.

Лекция № 16 Ответственность в международном праве

#Формами нематериальной ответственности являются:

-репарации;

-репрессалии;

+сатисфакция.

#Формами материальной ответственности являются:

+реституция;

-ресторация;

-компенсация.

#Для признания деяний в качестве международных преступлений необходимо, чтобы они были совершены …

+самим государством

-должностными лицами государства

-должностными лицами государства на основе официального письменного акта

#Целью международно-правовой ответственности может являться…

-сдерживание потенциального правонарушителя

+восстановление международных отношений до того уровня, на котором они были до событий, повлекших наступление ответственности

-предоставление потерпевшему компенсации за причиненный ему материальный или моральный ущерб

#За принятое решение правительства и проведенную операцию по насильственному выдворению с одного из островов, государственная принадлежность которого является предметом международного спора, коренных жителей, в результате которой были убиты несколько сот человек коренного населения, будут нести международно-правовую ответственность …

+государство

-члены правительства

-командующий военной группировкой, осуществивший молниеносную операцию по освобождению острова от жителей

-командиры воинских подразделений, выполнившие приказ командующего о применении оружия против лиц, не подчинившихся указанию о немедленном выезде

#Согласно __________ конвенции 1929 г. перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке.

-Римской;

+Варшавской;

-Монреальской.

#В _____ г. в Риме заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности.

+1952

#В _____ г. в США впервые была застрахована гражданская ответственность на случай возмещения убытков, причиненных третьим лицам на этапе предстартовой подготовки телекоммуникационного американского спутника «Интелсат-1».

+1965

#В какой международной организации по борьбе с преступностью не существует?

-международная организация уголовной полиции
-международная организация уголовного права
-международное криминологическое общество
+международное общество социальной защиты
-международная организация по борьбе с экономическими преступлениями

#… представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.

+ответственность в международном праве;

-ущерб;

— международная конвенция;

-преступления геноцида.

#… — это способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

-ответственность в международном праве;

+международная общественная опасность;

-Репарация;

-Сатисфакция.

#Конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности от времени их совершения, которые были совершены в … ?

-мирное время;

-военное время;

+военное или в мирное время

#Классификация международных договоров:

— индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные;

+ «джентльменское соглашение», письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные;

— «джентльменское соглашение», тайные, всеобщие, межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные.

#Понятие оговорки к международным договорам:

— это ошибки в тексте международного договор в результате не аутентичности;

+ это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договоров их применении к данному государству или данной организации;

— это явно выраженное несогласие государствами или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.

#Виды признания в международном праве:

— признание государства, признание правительства, признание авторитет государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;

+ признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

— признание претензий государства, признание правоты одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

#Категории населения государства:

+ граждане, иностранцы, лиц без гражданства;

— мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;

— совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные.

#Из скольких независимых судей состоит Международный суд ООН?

+ 15;

— 20;

— 25.

#Исключительная юрисдикция прибрежного государств осуществляется н континентальном шельфе в отношении:

— торгового судоходства;

— рыболовства;

+ добычи неживых ресурсов.

Тестовое задание

#Субъекты международного права.
— физические лица;
— юридические лица;
+ государственно-подобные образования;
+ суверенные государства.

#Источники международного права.
+ международный обычай;
— конституции государств;
— акты международных конференций.

#Какие государства могут быть субъектами международного права?
— унитарные;
— федерации ;
— конфедерации;
+ все.

#Виды материальной ответственности.
+ реституция;
+ репарация;
— репрессалии;
— сатисфакция;
— реторсии.
#В случае совершения международного правонарушения субъектом предъявления претензии может выступать:
— любое государство;
— группа государств;
+ непосредственно пострадавшее государство.

#Репарация это:
— восстановление состояния в том виде, в каком оно существовало в момент совершения действия, вызвавшего ущерб;
+ ответственность, выражающаяся в возмещении натурой или деньгами материального ущерба, причиненного государству, пострадавшему от агрессии;
— это правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, включающий в себе ограничение экономических и культурные связей и т.д.

#Гражданство это:
— юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу;
+ юридическая принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества;
— устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего независимо от своего местонахождения.

#Какого класса руководителей миссии в данное время не существует?
— послы, папские нунции, аккредитованные вести переговоры с главами государств;
+ посланники, министры и папские интернунции, которые уполномочены вести переговоры с главами государств;
— поверенные в делах, которые аккредитованы вести переговоры с министрами иностранных дел.

#В зависимости от поставленной цели договор бывает:
— универсальным или региональным;
+ правомерным или неправомерным;
— односторонним или многосторонним;
— открытым или закрытым.

#Участник договора это:
+ государство или международная организация, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе;
— государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу;
— государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора.

#СНГ базируется на:
— Московском соглашении 1990г.;
+ Минском соглашении 1991г.

#ООН создана в;
— 1939г.;
+ 1945г.;
— 1952г.

#Дипломатия это:
+ все средства, при помощи которых государства устанавливают взаимные отношения;
+ искусство ведения международных переговоров;
+ инструмент создания и осуществления норм международного права.

#Постоянные органы внешних сношений это:
+ дипломатические представительства (посольства, миссии);
— специальные миссии и делегации;
— все.

#Дипломатическая миссия может прекратить свою деятельность в следующих случаях:
+ при разрыве дипломатических отношений;
+ при социальной революции в одном из поддерживающих отношения государств или доже просто при неконституционной смене правительства;
+ при вооруженном конфликте.

ресторация

Смотреть что такое «ресторация» в других словарях:

  • РЕСТОРАЦИЯ — (фр. restauration; этим. см. ресторан). Ресторан низшего разбора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕСТОРАЦИЯ малоупотребительное обозначение ресторана низшего разряда. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ресторация — см. ресторан Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. ресторация сущ., кол во синонимов: 6 • … Словарь синонимов

  • РЕСТОРАЦИЯ — РЕСТОРАЦИЯ, ресторации, жен. (франц. restauration) (устар.). То же, что ресторан. «Он в ресторации Дюсо давно утратил радость.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • РЕСТОРАЦИЯ — РЕСТОРАЦИЯ, и, жен. 1. То же, что ресторан (устар.). 2. В нек рых странах: столовая, небольшой ресторан. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • РЕСТОРАЦИЯ — жен., франц. ресторан муж. трактир, чистая харчевня. Ресторатор, хозяин съестного заведенья. Реставрация (то же слово, первое по франц., второе по лат. произношению), выправка обветшалого здания, развалин или картины; вычинка, поправка,… … Толковый словарь Даля

  • Ресторация — восстановление государством правонарушителем прежнего состояния и несение им всех связанных с этим неблагоприятных последствий (например, освобождение незаконно оккупированной территории и несение связанных с этим расходов) … Элементарные начала общей теории права

  • Ресторация — Ресторация: Ресторация (от фр. restauration) устаревшее наименование ресторана; в некоторых странах: столовая, небольшой ресторан. Ресторация (право) в международном праве вид юридической ответственности государства правонарушителя,… … Википедия

  • ресторация — ресторан , южн. (Преобр.), также у Некрасова; шуточное растеряция под влиянием слова растеряться потратиться . Из польск. restauracja от лат. restaurātiō подкрепление, восстановление ; см. Томсен 347; Малиновский, РF 2, 252 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Ресторация — ж. устар. то же, что ресторан Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ресторация — ресторация, ресторации, ресторации, рестораций, ресторации, ресторациям, ресторацию, ресторации, ресторацией, ресторациею, ресторациями, ресторации, ресторациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) — это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).