Виды патронажа

Патронаж новорожденного

О том, что на территории, обслуживаемой детской поликлиникой, появился новорожденный для осуществления последующего патронажа, лечебное учреждение в обязательном порядке информирует родильный дом, в котором произошли роды. Родильный дом также информирует о выписке родильницы не только детскую поликлинику, но и женскую консультацию по фактическому месту проживания.

В первые три дня после выписки из родильного дома участковый педиатр посетит маму и ребенка на дому. Посещение новорожденного на дому называется – патронаж новорожденного, что в переводе с французского означает «покровительство».

Патронаж – это комплекс мероприятий, осуществляемых врачом педиатром или медицинской сестрой на дому в целях профилактики, лечения и консультирования.

Сроки патронажа новорожденных: когда и сколько проводят посещений

Здоровым новорожденным возрасте с рождения до 28 дней, родившимся в срок (без патологий) осуществляют патронаж в несколько раз: обычно два патронажа врачом-педиатром и три патронажа медицинской сестрой. Дополнительный патронаж может быть назначен врачом по медицинским показаниям.

Например, первый патронаж в случае ранней выписки из роддома проводится медицинской сестрой – на следующий день после выписки (на 4-5 сутки жизни малыша). А на следующий день приходит врач-педиатр.

Второй патронаж осуществляется медицинской сестрой на 8-10 сутки жизни новорожденного и врачом на 11-13 сутки жизни ребенка.

Если за это время не выявлено отклонений, ребенок нормально развивается, то третий патронаж осуществляется только медицинской сестрой на 17-18 сутки.

Дополнительный четвертый патронаж новорожденного медицинской сестрой проводится на 24-28 сутки жизни ребенка по медицинским показаниям. Если педиатр не назначил проведении четвертого патронажа новорожденному, медицинская сестра должна позвонить по телефону маме новорожденного и побеспокоиться о состоянии малыша.

Для недоношенных малышей составляется индивидуальный график посещения педиатром и медицинской сестрой на дому новорожденного, родившегося раньше срока. При этом график согласовывается с заведующим педиатрическим отделением.

Для чего проводят патронаж новорожденного

Цель патронажа новорожденного заключается в следующем:

  • оценить состояние здоровья и развития ребенка (рост, вес, окружности головы и груди, динамика). Причем антропометрия проводится с использованием таблиц, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (таблицы ВОЗ);
  • оценить состояние кожи и слизистых. Особое внимание уделяется окраске кожных покров для исключения гипербилирубинемии у новорожденного (желтухи).
  • проверить основные рефлексы новорожденного, дыхание, частоту сердечных сокращений (ЧСС), активность сосания;
  • помочь в организации грудного вскармливания новорожденного;
  • проконсультировать родителей по уходу за новорожденным;
  • в профилактике распространенных детских заболеваний: рахит, анемия;
  • в профилактике гнойно-септических заболеваний – омфалит (мокнущий пупок), конъюнктивит, дакриоцистит (воспаление слезного мешка), дерматит и прочее;
  • назначение аудилогического скрининга;
  • проведение неонатального скрининга, если не был сделан в роддоме;
  • в информировании родителей об оформлении СНИЛС ребенку, прикреплении к поликлинике, получении бесплатных продуктов питания и лекарственных препаратов.

Первичный патронаж новорожденного

Первичный патронаж новорожденного осуществляется по адресу, указанному матерью ребенка в родильном доме, где фактически живет ребенок (по месту фактического проживания), независимо от адреса прописки (регистрации).

Патронажное наблюдение осуществляется бесплатно и распространяется на всех новорожденных детей, если родители являются гражданами Российской Федерации, независимо от наличия у родителей постоянной регистрации и полиса обязательного медицинского страхования, а также детей иностранных граждан, но имеющих полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

Первичный патронаж новорожденного на дому осуществляет как врач-педиатр, так и медицинская сестра. Это позволяет разделить обязанности врача и медсестры для достижения эффективного результата.

Медицинская сестра при первом патронаже вносит в историю развития ребенка сведения о новорожденном и родителях: возраст мамы и папы, место работы, жилищно-бытовые условия, хронические заболевания, вредные привычки и т.п. А также заносит информацию о протекании беременности и родах: ребенок родился доношенным, недоношенным, роды естественные или было оперативное вмешательство (кесарево сечение). Проводит инструктаж по технике грудного вскармливания.

На последующих патронажах медицинская сестра проводит осмотр ребенка, фиксирует динамику веса. Дает рекомендации по уходу за ребенком, по уходу за пупочным кольцом и пуповинным остатком, оценивает эпителизацию пупочной ранки.

Заполняются данные о вакцинопрофилактике: делалась ли в роддоме вакцина от гепатита В и БЦЖ.

В обязательном порядке при первом патронаже оформляется информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств.

Врач-педиатр на первом патронаже проводит оценку социальных условий, собирает данные о протекании беременности и родов, заполняет генеалогический анамнез (отсутствие или наличие наследственных болезней), устанавливает группу здоровья новорожденного, определяет план дальнейшего наблюдения, составляет график вакцинации.

Врач запросит часть обменной карты (информацию о ребенке), полученную при выписке из родильного дома, в которой содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), масса и длина тела, окружность головы и грудной клетки, сведения о проведении профилактических прививках или об их отсутствии и причины противопоказаний к проведению профилактических прививок, если они не проведены.

Педиатр дает назначение и рекомендации по режиму питания матери, при грудном вскармливании по требованию, обработке пупочной раны, ежедневному туалету кожи и слизистых, купанию, и другое.

После того, как новорожденному исполнится 1 месяц, необходима постановка ребенка на учет в поликлинике по месту жительства. В дальнейшем на первом году жизни посещать педиатра необходимо будет каждый месяц в рамках плановой диспансеризации.

Кроме того в 1 месяц ребенка необходимо будет показать узким специалистам: неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и отоларингологу. А также пройти ряд лабораторный обследований: общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, нейросонография.

Образец патронажа новорожденного

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ НОВОРОЖДЕННОГО

«____»_______________ 20___ г. патронаж врача на_______________ д.ж.

АКУШЕРСКИЙ АНАМНЕЗ:

Соматические заболевания:______________________________________________

Гинекологические заболевания:______________________________________________

Настоящая беременность ________, протекала без патологии, с токсикозом, угрозой прерывания, гестозом, преэклампсией отеками,________________________________________

Заболевания во время беременности: _________________________________________

Безводный промежуток _____________.

Вес при рождении _____________ г, длина _____________ см, окр. головы _____________ см, окр. груди _____________ см.

Закричал сразу ____________________________

Приложен к груди на ___________ сутки жизни.

БЦЖ __________________. Гепатит В _________________.

Выписан из роддома на ___________ сутки, переведен в реанимацию, на II этап выхаживания ________________

Пуповинный остаток отпал на _________сутки,

Вскармливание грудное, смешанное, искусственное.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ.

Социальный анамнез:______________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи:______________________________________________

Заболевания (туберкулез, сифилис, алкоголизм и др.) _________________________________________

Сознание_______ Положение_________ Реакция на осмотр ___________

Состояние удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое. Сосет активно, вяло, срыгивает, не срыгивает ____________________________

Кожный покров чистый, сыпь _____________________________

Пупочная ранка в скобе: сухая, отделяемое: нет, слизистое, сукровичное,гнойное_____________________________

Слизистые полости рта______________________________

Глаза: выделения нет, есть: слизистые, слизисто-гнойные, гнойные________________________

Подкожно-жировой слой развит___________________________

Тургор тканей _________________________

Грудные железы _______________________________

Большой родничок _____________ см, напряжен, не напряжен, выбухает, не выбухает, пульсирует, не пульсирует.

Малый родничок___________, швы ______________

Ключицы ___________________ Отведение в т/б суставах в полном объеме, ограничено, симметрично, не симметрично.

Симптом Маркса отрицательный, положительный ___________________. Окружность груди _______________ см.

Грудная клетка цилиндрической, конической формы ___________________

Над легкими (перкуторно) _______________ звук, ЧДД _______ в мин., дыхание (аускультативно) __________________ хрипы: нет, есть _____________________________

Границы сердца не расширены _________________

Тоны сердца ясные, звучные, приглушенные ____________________. Ритм правильный _______________. ЧСС _________ мин.,

АД — _____________ мм.рт.ст.

Стул ______ раз/сут. Консистенция ______________ цвет ______________ запах ______________ примеси______________

Мочеиспускание _____________________________.

Половые органы сформированы по мужскому, женскому типу, правильно, не правильно __________

Для мальчиков: яички опущены/ не опущены в мошонку _______________________

Диагноз:____________________________________________________

Гр. здоровья _______________________

Риск по развитию: патологии ЦНС, рахита, анемии, гнойно-септических заболеваний, хронических расстройств питания, аллергических заболеваний, диабета, повышенной заболеваемости.

Назначения и рекомендации:

2. Профилактика гипогалактии, сбалансированное, гипоаллергенное питание матери, частое прикладывание к груди, введение в рацион матери дополнительного количества жидкости до 1,5-2 л в день.

3. Обработка пупочной раны ____________________________________

4. Ежедневно туалет кожи и слизистых, купание, прогулки на свежем воздухе

Врач _____________________________________

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя) 2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца) 1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.) 2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.) 1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет 1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х до 3-х лет 1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет 1 раз в год
  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:

· Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);

· Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);

· Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);

· Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;

· Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;

· Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

  1. Дать рекомендации матери по:

  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.

2. Дифференциальная диагностика ангин. Тактика ведения детей после ангины(3 раза в год каждые три месяца осмотр ОАК ОАМ ЭКГ)

Ангина (от лат. angere — сжимать, сдавливать) — общее инфекционное заболевание с местными проявлениями в виде острого воспаления одного или нескольких компонентов лимфаденоидного глоточного кольца, чаще всего нёбных миндалин.

Диспансеризация: за переболевшими устанавливается медицинское наблюдение в течение 1 мес., на 1-ой и 3-ей неделях проводится общеклиническое исследование крови и мочи, при необходимости ЭКГ.

В связи с возможностью развития у реконвалесцентов после ангины метатонзиллярных осложнений необходимо в течение 1 мес после выписки активное наблюдение за ними участкового терапевта не реже 1 раза в неделю. При этом нужно обращать внимание на самочувствие (наличие общей слабости, быстрой утомляемости, потливости, познабливания или жара в вечернее время, болей или неприятных ощущений в области сердца,сердцебиений, болей в пояснице), состояние ротоглотки и регионарных к миндалинам углочелюстных лимфоузлов, сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия, гипотония, изменение тонов сердца). При выявлении перечисленных симптомов делают контрольные клинические анализы крови и мочи, ЭКГ, а затем консультируют реконвалесцентов у соответствующих специалистов поликлиники — оториноларинголога, кардиолога, нефролога, ревматолога, которые принимают решение о дальнейшем их обследовании и лечении. Если в течение 1 мес после выписки реконвалесцентов на работу (учебу) никаких нарушений в состоянии их здоровья не отмечается и наступает полная нормализация клинических показателей крови и мочи, а также ЭКГ, дальнейшее наблюдение прекращается. Таким образом, главными мероприятиями в отношении лечения больных ангиной и профилактики у них метатонзиллярных осложнений являются: своевременная комплексная этиопатогенетическая терапия в соответствии с описанными выше научно обоснованными схемами ее применения, тщательное обследование реконвалесцентов перед выпиской с обязательным клиническим исследованием крови, мочи, ЭКГ в установленные сроки, освобождение переболевших от тяжелых физических нагрузок в течение 5—7 сут после выписки, а также наблюдение за ними в течение 1 мес. Наибольшего внимания заслуживают реконвалесценты в первую неделю после выписки, особенно те из них, которые госпитализированы позднее 2-х суток болезни, а также заболевшие ангиной в течение 1 мес повторно. Правильно проведенное лечение больных ангиной и дальнейшие контрольные мероприятия в периоде реконвалесценции позволяют предупреждать развитие осложнений.

Дифдиагностика ангин на приложенной схеме

Название Локализованная дифтерия зева Фолликулярная ангина Лакунарная ангина Грибковая ангина Язвенно-пленчатая ангина(Симановского) Инфекционный мононуклеоз Некротическая ангина (скарлатинозная) Ангина при ОРВИ (чаще при АВИ) Энтеровирусные ангины Паратонзиллярный абсцесс
Температурная реакция В первые 2 дня – 37-38, затем падает, несмотря на распространение местных явлений t=38-39. Температурная реакция идет параллельно с местным процессом. То же t различная в зависимости от сопутствующих заболеваний. Без них – N. t как при дифтерии, но может быть и нормальной. t = 38-39. Держится от нескольких дней до 2-3 недель. t = 38-40. t может быть высокой (при АВИ) в течение 2-3 недель, м.б. рецидивы. t высокая в течение 5-7 дней. t высокая, соответствует местному процессу
Общее состояние При островчатой – мало нарушено При сплошной пленчатой – сонливость, бледность, снижение аппетита. Лицо румяное, ребенок возбужден. Аппетит снижен. То же Состояние удовлетворительное, если нет сопутствующих заболеваний Мало нарушено. Состояние часто N, но м.б. тяжелым. Бледность, увеличение печени и селезенки Выражены симптомы интоксикации. М.б. рвота. Лицо румяное. Мелкоточечная сыпь, кроме носогубного треугольника. Состояние тяжелое. Катаральные явления, пленчатый конъюнктивит, увеличение печени и селки. Состояние чаще тяжелое с начала заболевания. Гол. Боль, боль в животе, рвота. М.б. серозн. менингит. Беспокоен, лицо румяное, аппетит отсутствует.
Боль в горле и реакция тонзиллярных л/у Боль слабо выражена или отсутствует. Л/у умеренно увеличены, мало болезненны. Боль в горле значительная, л/у увеличены, болезненные То же Боль при глотании обычно отсутствует, л/у не увеличены. Боль при глотании незначительная. Увеличение тонзиллярных л/у, чаще одностороннее Боль м.б. значительной (не всегда). Все л/у увеличены, особенно заднешейные Боль в горле значительная. Тонзиллярные л/у увеличены, болезненны. Боль в горле умеренная, шейные и тонзиллярные л/у увеличены. Умеренно или значительно выражена боль в горле. Боль значительная, с трудом глотает. Л/у увеличены на стороне заболевания
Гиперемия и отечность зева Гиперемия умеренная, застойного характера. Отечность миндалин – умеренная или значительная. Гиперемия яркая, распространяется на миндалины. Отечность миндалин незначителная То же Гиперемия незначительная или отсутствует. Гиперемия и отечность миндалин, глилостный запах изо рта. Стоматит и гингивит. Гиперемия м.б. яркой (не всегда). Миндалины отечны. Гиперемия яркая, отграниченная. Отечность умеренная. Гиперемия умеренная, миндалины отечны. Гиперемия умеренная, отечность незначительная. Выражена гиперемия зева, односторонняя. Тризм мышц (рот открывается с трудом).
Характер налета на миндалинах Налеты в виде островков различных размеров или сплошной пленкой покрывают миндалины. Динамичны, плотные, не снимаются, с сероватым оттенком и перламутровым блеском Миндалины имеют вид “звездного неба”, фолликулы заполнены зеленовато-желтым отделяемым. Налеты в глубине лакун, белого и зелено-желтого цвета, творожистые, легко снимаются и растираются. Налеты островчатые, белые, крошковатые, легко снимаются и растираются. Могут быть налеты на слизистой рта. Налеты в виде творожистой массы, грязно-зеленого или белого цвета на 1 миндалине. Налет расположен в углублении. Иногда может быть пленчатый налет Ангина по типу ложно-пленчатой или лакунарной. Налеты не выходят за пределы миндалин, легко снимаются. Желтовато-зеленые наложения на внутренней стороне миндалин. Не возвышаются над поверхностью миндалин. Налеты при АВИ как при лакунарной и фолликулярной ангинах (т.к. присоединяется микрофлора). При других ОРВИ – катар. На миндалинах, дужках, м.небе – мелкие пузырьки (1-2 мм) – герпангина. После их вскрытия образуются эрозии, покрытые бело-желтым налетом. 3 стадии – отечная, инфильтрационно-флегмонозная и абсцедирующая.

БИЛЕТ №64

вОПРОС № 1 — ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ | РАЗВИТИЕ ПЕДИАТРИИ

Слово «педиатрия» дословно с греческого означает «лечение ребёнка». Согласно истории педиатрии как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться лишь в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 г., когда в Париже была открыта первая детская больница. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.

В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый — до середины XIX века, второй — до Октябрьской социалистической революции, третий — советский.

Россия была одним из первых Европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая — в Петербурге в 1834 г., третья — в Москве в 1842 г.

Первый период развития педиатрии

Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности.

Так, Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении российского народа» предлагал ряд мер по борьбе со смертностью.

В трудах Новикова и Радищева указывалось на необходимость государственной охраны здоровья детей.

Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию.

Особенно велики заслуги первого ученого-акушера Максимовича-Амбодика. Он первым стал преподавать акушерство (и как часть его — педиатрию) на русском языке, создал русскую медицинскую терминологию. В своем труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» он посвятил целый раздел уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения от рождения до отроческого возраста.

Как и терапевт Зыбелин, он был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.

Второй период развития педиатрии

Началом второго периода и толчком к выделению педиатрии в самостоятельную дисциплину послужило открытие первых русских детских больниц: в 1834 г. в Петербурге (третья в Европе после Парижа и Вены), а в 1842 г. в Москве. Обе больницы носят теперь имя Филатова.

В 1844 г. в Петербурге была организована первая в Европе больница для грудных детей.

В это же время Хотовицкий начал впервые чтение полного курса детских болезней студентам Медико-хирургической Академии в Петербурге. Он же организовал в академии клинику акушерства и гинекологии. Наконец, С. Ф. Хотовицкий создал в 1847 г. первое русское учебное руководство по детским болезням — «Педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, до сих пор не утратившее своего значения: «Педиятрика есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и об основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей. Именно же целью педиятрики, очевидно, есть, с одной стороны, споспешествование правильному, с природою сообразному ходу постепенного развития организма детского и свойственных ему отправлений, а с другой — удаление препятствий к правильности хода этого».

Следовательно, формируясь как наука, отечественная педиатрия с самого начала носила профилактическое направление.

Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах.

Дальнейшее развитие педиатрии связано с выделением ее в самостоятельную специальность, строительством и открытием новых больниц, а также первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии.

В 80-х годах прошлого столетия кафедры детских болезней были открыты также на медицинских факультетах университетов Казани, Харькова, Томска, Киева. К концу второго периода развития отечественной педиатрии в России было 17 высших медицинских учебных заведений, выпускающих ежегодно около 1000 врачей — «универсалов» и около 600 врачей-педиатров; было открыто 30 детских больниц, имелось 750 детских стационарных коек. В 1913 г. по инициативе Раухфуса (один из первых педиатров России) было организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, в результате чего на благотворительных началах было открыто 9 женских и детских консультаций, 19 ясель на 550 мест, 30 молочных кухонь («Капля молока»).

Однако такая помощь детскому и женскому населению в многомиллионной стране была явно недостаточной, а сама система организации педиатрической службы находилась на низком уровне. Детская смертность оставалась очень высокой. В 1913 г. среди детей до года умирало 273 на 1000 родившихся; 43 % детей не доживали до 5 лет.

Третий период развития педиатрии

После Великой Октябрьской социалистической революции забота о матери и ребенке впервые в мире стала государственным делом.

В 1918 г. создан отдел охраны материнства и детства, который начал свою деятельность с организации детских учреждений — домов матери и ребенка, детских консультаций и ясель. Детские ясли, высвобождавшие столь необходимые для восстановления страны рабочие-руки, были первыми массовыми учреждениями государственной охраны материнства и детства.

В 20-е годы началась планомерная борьба с распространением инфекций, организация оздоровительных мероприятий и широкое санитарное просвещение матерей. С этой целью впервые были организованы также патронажная служба и выездные женские и детские консультации. Продолжалось развитие сети детских учреждений: детских площадок при консультациях и в поликлиниках, домовых, сменных, круглосуточных, сезонных (на селе) ясель.

В 1922 г. был организован Центральный государственный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (ныне Институт педиатрии АМН СССР), затем аналогичные институты были открыты во многих других крупных городах; началась научная разработка проблемы воспитания здорового ребенка.

За годы Советской власти в нашей стране сложилась стройная государственная система лечебно-профилактической помощи детям и матерям, по праву считающаяся самой передовой и совершенной в мире.

В настоящее время в стране совершенствуется подготовка врачей-педиатров, число детских больничных коек составляет около 600 тыс., имеется более 22 тыс. детских поликлиник, амбулаторий и женских консультаций. В детских специализированных санаториях ежегодно лечатся свыше 600 тыс. человек. В дошкольных учреждениях воспитывается более 15 млн. детей. Все это наряду с коренным изменением социально-бытовых условий и повышением материального благосостояния народа способствует значительному улучшению физического развития детей, резкому снижению заболеваемости и смертности. Практически ликвидированы такие тяжелые заболевания, как дифтерия, полиомиелит, туберкулезный менингит. За последние 20 лет заболеваемость коклюшем снизилась в 64 раза, корью — в 7 раз.

Большой вклад в развитие отечественной педиатрии за годы Советской власти внесли такие ученые, какСперанский, Маслов, Молчанов, Домбровская, Лебедев, Тур.

ШКОЛЫ ПЕДИАТРИИ

В Москве и Ленинграде активно работали педиатрические школы, созданные на кафедрах детских болезней Московского университета и Военно-медицинской академии.

Основателем школы московских педиатров, создателем и первым профессором кафедры детских болезней медицинского факультета Московского университета был Тольский.

· Филатов

После смерти Тольского кафедру педиатрии Московского университета возглавил Филатов, который по праву считается отцом русской педиатрии. Научные труды Филатова высоко подняли престиж русской педиатрии и сыграли огромную роль в дальнейшем ее развитии.

К числу его крупных научных трудов относится замечательная диссертация «К вопросу об отношении бронхита и острой катаральной пневмонии», в которой он убедительно показал патогенетическую связь пневмонии с бронхитом и ателектазами.

Филатовым созданы многочисленные учебные пособия для студентов: «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Семиотика и диагностика детских болезней», «Краткий учебник детских болезней», до сих пор используемые педиатрами.

Особенно много было сделано Филатовым в области изучения острых детских инфекций. В 1885 г. он описал новую, неизвестную до него, острую инфекционную болезнь, названную им скарлатинозной краснухой, а также железистую лихорадку — инфекционный мононуклеоз.

Филатов подметил важнейший для ранней диагностики кори симптом отрубевидного шелушения слизистой оболочки щек, предложил способ выявления и подсчета числа гиперкинезов при хорее.

Филатов дал характеристику важнейшим симптомам поражения ЦНС при различных заболеваниях у детей, впервые начал применять сыворотку при лечении дифтерии, использовать спинномозговые пункции при водянке мозга и менингите, внедрил в клиническую практику бактериологические методы исследования и многое другое.

В последующие годы кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского университета заведовал замечательный русский ученый и клиницист Корсаков — ученик Тольского, известный своими работами в области экспериментального изучения рахита.

· Молчанов

Он был учеником и продолжателем идей Н. Ф. Филатова.

Ряд его классических работ в области инфекционных болезней и в том числе диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии»остаются актуальными по сей день.

Ему принадлежит приоритет в открытии патогенетической связи скарлатины с ревматизмом.

В. И. Молчанов глубоко изучил эндокринные заболевания у детей. Его монография «Расстройства роста и развития детей» не утратила своего значения по настоящее время.

· Сперанский

Видными представителями Московской школы были ученики Филатова — Лебедев, который внес большой вклад в дело изучения острых детских инфекций и сердечно-сосудистых заболеваний у детей, и Сперанский.

Сперанского называют основоположником организации охраны материнства и детства в СССР.

1913 г. Сперанский начал выпускать сборник «Материалы по изучению грудного возраста».

В 1923 г. он получает звание профессора и становится директором Государственного научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ), впоследствии Института педиатрии АМН СССР.

В течение 25 лет являетсяпредседателем Всесоюзного общества детских врачей, многолетним редактором журнала «Педиатрия». Перу Сперанского принадлежит около 150 научных трудов, посвященных изучению самых различных проблем педиатрии.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 4694 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Медицинская энциклопедия — патронаж

патронаж

Патронаж — форма работы лечебно-профилактических учреждений, основной целью которой является проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Патронаж особенно широко проводится в учреждениях охраны материнства и детства.

Патронаж проводится врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сельских врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов.

Патронаж беременных. Во время беременности женщина должна наблюдаться в женской консультации или на фельдшерско-акушерском пункте, посещать эти учреждения один раз в месяц до 21-й недели беременности, затем два раза в месяц— до 33-й недели, далее—каждую неделю. При отклонениях от нормы в течении беременности посещения должны быть более частыми. Акушерка должна посетить беременную женщину на дому два раза в целях ознакомления с условиями ее жизни, проведения беседы об антенатальной охране плода (см.), личной гигиене (подготовка сосков молочных желез к кормлению ребенка, пользование дородовым бандажом). Кроме того, акушерка разъясняет некоторые законы и постановления правительства по охране прав и здоровья женщины. Первое посещение беременной акушерка проводит обычно в первую половину беременности, во время второго посещения (во второй половине беременности) проверяет выполнение данных рекомендаций. Если женщина является в женскую консультацию нерегулярно, особенно при наличии патологии беременности, акушерка посещает ее дома, выясняет причину неявки. При выявлении у беременной токсикозов беременности, экстрагенитальных заболеваний женщине проводится необходимое лечение на дому или выдается направление на госпитализацию (активный патронаж врачом акушером-гинекологом).

Патронаж детей осуществляется на каждом участке врачом и участковой сестрой, либо фельдшером или акушеркой. Первое посещение беременной (дородовой патронаж) осуществляется сестрой детской поликлиники на 38-й неделе беременности. Сестра расспрашивает беременную о состоянии ее здоровья, объясняет, что необходимо подготовить для новорожденного.

В первые три дня после выписки родильницы из родильного дома патронажная детская сестра вместе с врачом посещает ребенка на дому, чтобы познакомиться с условиями быта семьи, дать советы по режиму вскармливания, сна и прогулок.

Патронаж психически больных — одна из форм организации психиатрической помощи, при которой хронически больные со спокойным поведением находятся в семьях при постоянном контроле со стороны лечебного учреждения. Патронаж может осуществляться в собственных семьях больных или чужих семьях с выплатой патронажного вознаграждения.

Патронаж организуется при психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Больные, помещенные на патронаж, находятся под систематическим наблюдением врачей и сестер соответствующего лечебного учреждения. Больных наблюдает врач-психиатр не реже одного раза в 3 мес. Патронажные сестры систематически посещают больных, контролируют качество ухода за ними, выполнение назначений врача. Отбор больных на патронаж и снятие с патронажа производят специальные комиссии. Патронируемые больные в ряде случаев обслуживают не только себя, но и принимают посильное участие в домашних работах семьи, в которой живут, а в сельской местности выполняют посильные сельскохозяйственные работы. Патронаж психически больных является одним из важных элементов реабилитации (см.) этих больных. Систематический труд, а также пребывание вне стен больницы во многих случаях оказывают благотворное влияние на состояние больных.

ПАТРОНАЖ.

Патронаж –это активное посещение пациента на дому.

1.Первый дородовый педиатрический патронаж осуществляется медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.

ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:

  • Факторы пренатального риска;
  • Наследственность;
  • Выявить желательна ли беременность;
  • Морально-психологический климат в семье.
  • Материально- бытовые условия.

Рекомендации:

  1. Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
  2. Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
  1. Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).

Цель:

  • Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
  • Повторная оценка факторов пренатального риска;
  • Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя) 2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца) 1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.) 2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.) 1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет 1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х до 3-х лет 1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет 1 раз в год
  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:
    • Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  6. Дать рекомендации матери по:
  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Примеры первичного и вторичного дородового патронажа
  2. Другие виды патронаж для медсестер
  3. Дородовый врачебный патронаж
  4. Патронаж повторного посещения пациента,находящегося на амбулаторном лечении
  5. Бланки для патронажей
  6. Патронаж здорового ребенка
  7. Виды компрессов: согревающий, горячий (припарка), холодный (примочка), полуспиртовый.
  8. Постановка компрессов
  9. Сестринский процесс при раке желудка
  10. Сестринский процесс при пороках сердца
  11. Сестринский процесс при пневмониях
  12. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
  13. Планирование сестринской помощи пациенту с хирургической инфекцией, выполнение врачебных назначений.
  14. Сестринский уход и процесс при лихорадке
  15. Виды повязок. Десмургия.
  16. Основы десмургии. Транспортная иммобилизация.
  17. Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры.
  18. Техника выполнения подкожной инъекции
  19. Общие принципы наложения бинтовых повязок. Виды бинтовых повязок.
  20. Настоящие проблемы пациента

Патронаж представляет собой особую работу учреждений лечебного и профилактического характера, которая заключается в посещение на дому человека, над которым ведется патронаж. Цель патронажа заключается в том, что бы провести оздоровительные или же профилактические действия, предоставить помощь, в которой нуждается человек. В большей мере патронажем занимаются учреждения по охране матери и ребенка.

Кем может быть проведен патронаж

  • Доктором.
  • Медсестрой что относятся к детской поликлинике и, которая по указанию доктора может проводить патронаж.
  • Акушером женской консультации, в которой женщина стоит на учете.
  • Патронаж беременной. Беременная женщина обязательно должна состоять на учете в женской консультации, и чем она это сделает раньше, тем будет лучше для нее и ее будущего ребенка. Ведь именно на ранних сроках беременности проводятся анализы, способны выявить заболевания или отклонения в развитии плода. Посещается женская консультация беременной регулярно на протяжении всей беременности до самых родов. Вначале беременности достаточно показываться доктору раз в месяц, а с приближением двадцать первой недели беременности визиты участятся в два раза. С тридцать третей недели беременности посещать женскую консультацию необходимо еженедельно, а если были выявленные определенные отклонения или угрозы, то посещение может быть проведено по назначению доктора.

Патронаж беременной медсестра проводит дважды. Первый патронаж припадает на первую половину беременности и основной целью его является ознакомление с будущей матерью, изучение условий ее проживания, предоставление информации о том, какой образ жизни полагается вести, чтобы не приносить вред плоду, каких правил гигиены необходимо придерживаться, как подготавливать свое тело к предстоящим родам. Так же патронаж преследует цель оповещения беременной ее прав и прав ее ребенка и их охране.

Второй патронаж проводится во второй половине беременности и предусмотрен для того, что бы убедиться в выполнении беременной всех советов и рекомендаций, полученных при первом патронаже. Если же женщине не ответственно относится к посещению женской консультации и не выполняет указания и назначения доктора, а тем самым ставит под угрозу здоровье будущего ребенка, то медсестра обязана посетить ее и выяснить причину такого поведения, рассказать про возможные последствия ее безответственности. В случае токсикоза или прочих заболеваний беременной может быть назначено лечение в домашних условиях или же выдано направление на стационарное лечение.

  • Детский патронаж. Детский патронаж должен проводиться медсестрой и доктором поликлиники, к которой относиться новорожденный ребенок. Предварительно медсестра детской поликлинике может нанести визит беременной женщины за несколько недель до предполагаемой даты родов. Цель визита заключается в установлении контакта с семьей, осмотра помещения в котором будет жить ребенок, соблюдения гигиенических норм. Так же медсестра во время предродового патронажа может дать необходимые по ее мнению советы касательно улучшения или изменения некоторых показателей.

После выписки новорожденного ребенка домой в течение трех дней проводиться патронаж детским доктором и медсестрой для того, чтобы проверить состояние ребенка, его здоровье и нормы развития.Так же визит медсестры может быть осуществлен для того что бы дать молодой матери советы касающиеся ухода за ребенка, его гигиены, научить правильно организовать его прогулку и питание, а так же дать ответы на интересующие молодую маму вопросы.

  • Патронаж психически больных людей. Это особый вид патронажа. Он заключается в том, что люди, с образцовым поведением, страдающие психическими нарушениями проходят лечение в домашних условиях. Медицинское учреждение, в котором они стоят, на учете проводит над ними патронаж в виде психиатрической помощи и контроля над выполнением указаний, которые дал доктор.

За организацию патронажа для людей с данной проблемой несут ответственность психиатрические клиники и психоневрологические диспансеры. Проводится патронаж психически больных людей докторами или медсестрами учреждения, в котором проходит лечение пациент. Пациента раз в три месяца должен обследовать психиатр, дабы убедится в правильности выбора методики лечения.

Медсестры которые ведут патронаж над психически больными людьми обязаны регулярно посещать их на дому, без предупреждений, для того что бы удостовериться в надлежащем уровне ухода за больным, его гигиене, питании, принятии указанных доктором медицинских препаратов и общем состояние здоровья.

Больные люди могут быть поставлены на патронаж или сняты с его только после полученного решения специальной комиссии, которая решает необходимость нахождения больного под присмотром докторов и медицинского персонала или же в домашней обстановке.

Нахождение психически больных людей дома при условии их адекватного поведения и невозможности нанести вред окружающим служит определенного рода реабилитацией. Ведь находясь в стенах родного рода, и в окружении близких людей человек быстрее пойдет на поправку, нежели в больничной палате. Патронаж психически больных людей предполагает донесение до сознания родственников больного необходимости задействование его к работе и тому образу жизни, который он вел до болезни. То есть больной может заниматься домашними делами, физическим трудом, если это приносит ему удовольствие. Одним словом образ жизни психически больного человека не должен отличатся от образа жизни здорового.

Перечисленные основные виды патронажа, которые, не смотря на свои различия, объединяются общей целью — предоставление необходимой информации, советов и рекомендаций по уходу за патронируемым человеком. Не стоит пренебрегать рекомендациями и советами, данными во время патронажа, ведь проводится он специалистами в данной области, у которых многому можно научиться, спросить совета и получить развернутый вопрос на интересующий вопрос.