Виды политики

Виды политики, ее структура и основные характеристики.

Политика как социальное явление охватывает целую совокупность взаимосвязанных явлений и процессов:

  • — организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
  • — общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по вопросу о государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
  • — политическая культура и сознание, составляющие существенную часть политической деятельности и политических отношений;
  • — совокупность политических организаций и норм, реализующих политические взгляды, цели, интересы, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Политика, как социальная реальность, может быть рассмотрена с точки зрения трех ее измерений.

В институциональном измерении политика представляет собой совокупность институтов, осуществляющих властвующую и управляющую деятельность. В политических институтах оформляются и действуют властные отношения.

В своем нормативном отношении политика есть совокупность ценностей, норм и задач политической деятельности, зависящих от интересов социальных групп.

В процессуальном значении политика — это система действий, направленных на реализацию общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством.

Стремясь классифицировать политику, выделить те или иные ее типы, политология с точки зрения сфер общественной жизни и государства рассматривает в качестве объекта своего изучения такие виды, как:

  • — экономическая политика. Она связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами. Экономическая и политическая сферы общества тесно взаимосвязаны системой законов, регулирующих экономические отношения и определяющих государственный строй;
  • — культурная политика направлена на регулирование отношений в сфере духовной жизни общества. Культура и политика как общественные сферы взаимосвязаны системой ценностей, норм, правил политической жизни и политических отношений;
  • — социальная политика связана с регулированием отношений между гражданами и их группами по вопросу об их статусах и ролях в обществе. От одобрения или неодобрения проводимой государственной политики со стороны общественных структур зависит направление ее дальнейшего развития;
  • — национальная политика направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями.

Политическая сфера жизни общества имеет свою специфику. Ее образуют виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество не может существовать достаточно долго. В сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общими делами.

Внутренняя политика характеризует связи и взаимодействия субъектов политики в рамках одного государства. В зависимости от того, какая область общественных отношений является объектом политического воздействия, можно выделять экономическую, национальную, социальную и другие направления внутренней политики, о которых было сказано выше.

Внешняя политика характеризует весь комплекс отношений одного государства с другими. Стержнем этой политики являются защита национальных интересов и создание максимально выгодных условий для развития страны. Внешняя политика может быть реализована в форме партнерских отношений, взаимовыгодного сотрудничества, а также в форме конфликта и даже войны.

Международная политика имеет определенную специфику, заключающуюся в том, что международные организации не имеют властных полномочий. Поэтому система международных отношений базируется на таких формах, как переговоры, соглашения и сотрудничество, достигаемое на основе компромиссов.

По своему содержанию и характеру политика так же может быть профессиональной, реакционной, научно-обоснованной, ва- люнтаристской и др.

Все направления политики связаны между собой, дополняют и зависят друг от друга. Причем все (внешняя и международная) системы политических отношений направлены на решение главной задачи — укрепление и развитие политической жизни внутри государства.

Весь комплекс политических отношений характеризуется развитостью политической организации общества. Основным ее элементом является государство, которое, располагая властными полномочиями и материальными ресурсами, организует политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В политическую организацию общества входят также политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации. В некоторых государствах сюда включаются религиозные организации, которые играют большую роль в нравственном и духовном воспитании народа.

Одна из важных характеристик политики как целостного явления — это ее форма, содержание и понимание ее как процесса.

Форма политики — эго ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях, группах интересов, а также в законах, политических нормах.

Изучать форму политики в конкретном обществе — это значит рассматривать эти ее воплощения в обязательном единстве. Такой анализ позволяет дать оценку степени развитости общества, его культуры, цивилизованности, демократичности и т.д.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. Так, политика государства может быть гуманной или антигуманной, миролюбивой или агрессивной. При анализе содержания политики важен и анализ механизма принятия решения. Как правило, по своей сути он может быть закрытым или открытым. Например, в тоталитарных государствах механизм принятия решений скрыт от народа, широкие слои населения не принимают участия в выработке и принятии решений. В демократическом (открытом) обществе основные решения принимаются с учетом общественного мнения и под контролем гражданского общества.

В политическом процессе отражаются сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Характеристика политического процесса может дать ответ на вопросы, кто, по каким причинам и с какой целью участвует в политической деятельности, какие задачи участники этого процесса решают в настоящее время и каковы могут быть результаты этой политики. Таким образом, анализ структуры политики позволяет определить ее содержание, соответствие определенному этапу общественного развития.

Политика как явление общественной жизни общества характеризуется структурированностью и системностью. Это значит, что политика, являясь цельным образованием, вместе с тем состоит из определенных элементов (структур), находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, образуя тем самым устойчивую систему.

Элементами политической структуры являются политические субъекты, политические объекты, политическая деятельность, политический интерес, политическая организация, политическое сознание, политические отношения.

Субъектами и объектами политики выступают люди, социальные группы, реальные общности и организации в зависимости от занимаемой ими позиции в государстве — активной или пассивной. Объект политики — это социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическая власть является средством обеспечения согласованной деятельности социальных групп и организаций по осуществлению их общих интересов и потребностей. Политика объективно призвана сплачивать все существующие в обществе организации и группы.

Социальные группы только тогда являются субъектами политики, когда обретают политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъектностью.

Политическая субъектность — это качественная характеристика политического субъекта, это продукт развития общественных групп, отдельных личностей и их организаций. Это качество политических субъектов связано с объединением, защитой и реализацией общих интересов. Как правило, субъектами политики выступают правящие партии, господствующие классы, те социальные группы, в руках которых находится реальная власть. Политические субъекты разделяются по разным уровням в зависимости от масштабов развития свойств политической субъективности. Народ, нация — это первичные субъекты политики. Государство, партии, общественно-политические институты и организации — это вторичные субъекты политики. Политическая элита, политические лидеры, отдельные члены общества — третичные субъекты политики.

Политическая деятельность — это управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей. Она неразрывно связана с политической властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а также борьба социальных групп и прочие виды отношений. Формы политической деятельности неотделимы от политических отношений.

Политические отношения — это связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов. Политические отношения отличаются по следующим признакам: по политической власти, политическим институтам, политическим ценностям. Отношение людей к государственной власти характеризуется их принятием или непринятием господствующих ценностей, участием или неучастием в политике, конфронтацией или сотрудничеством между членами общества. Политические отношения определяют положение и роли социальных групп и индивидов в политике.

Они проявляются в таких формах, как сотрудничество, конфликт, конкуренция, соперничество и др. Политические отношения протекают в трех направлениях: 1) внутриполитическом; 2) внешнеполитическом; 3) международном.

Политические интересы — это обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Они показывают устойчивую ориентацию, направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к общим для всех ценностям. Он определяется положением субъекта в системе общественных отношений, его местом и ролью в них.

Сфера политики — это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Она представлена в форме политических организаций.

Политическая организация — это различные политические объединения, непосредственно участвующие в политической жизни и оказывающие влияние на ее развитие. К политическим организациям относятся государство, политические партии, политические институты.

Условием формирования политического субъекта является политическое сознание — это осознание субъектом политики своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий. Оно формируется под влиянием существующих в обществе политических норм, ценностей и правил.

Политическая жизнь — очень динамичный процесс, которому свойственна определенная внутренняя противоречивость. Динамичность определяется тем, что в ней постоянно появляются новые субъекты, стремящиеся реализовать свои интересы и ценности. К числу субъектов политической жизни относятся политические партии, движения, группы давления и, наконец, личности, стремящиеся реализовать на практике свои политические устремления. Этим же определяется и ее конфликтность, поскольку здесь происходит состязание в различных формах (от демократических выборов до революций и гражданских войн) конкурирующих политических сил за влияние и лидерство.

Существуют два способа разрешения конфликта в политической жизни общества. Первый — насильственный, характеризующийся жесткой конфронтацией политических соперников, и это, в конечном счете, ведет к революциям и войнам. Второй — консенсусный, который характеризуется тем, что стороны признают наличие разнообразных интересов внутри общества и стремятся на основе компромиссов найти целесообразные формы сосуществования.

Источником политической жизни является политическая деятельность, обусловленная политическими интересами субъектов, участвующих в процессе борьбы за власть, реализующих властные полномочия или оказывающих определенное влияние на власть. Таким образом, стратегическим направлением политической деятельности является борьба за власть.

Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т. п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, так называемый макроуровень, характеризует государство как публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, так называемый микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

Современное государство и его деятельность полностью определяется проводимой политикой. Эта сфера общественных взаимоотношений способна регулировать их, вводить нормы поведения и ценности, а также формировать определённые настроения в социальной группе.

Политика – что это такое?

Само понятие и сопутствующие ему элементы зародились в Древней Греции. Затем уже данным определением прониклись правящие структуры Римской империи и Италии. Сегодня же определённая политика проводится каждой страной. С тех давних времён термин претерпел многочисленные изменения, уточнения и дополнения.

В переводе с древнегреческого слово «политика» звучит как «управление государством». Суть до сих пор остаётся именно такой: обозначение конкретных норм, целей и задач для развития, деятельность всех подвластных органов и руководящий контроль. Кроме того, сюда же входят различные вопросы общественной жизни, без которых функционирование всего государства не будет возможным.

В целом политика представляется как успешный способ саморегулирования социума. В качестве дополнительных внутренних понятий используются «объект» и «субъект». Первое олицетворяет то, на что направлено политическая деятельность, некое общественное явление. Второе же призвано обозначать структуры (или конкретные физические лица), которые осуществляют политическую деятельность и участвуют в аналогичных взаимоотношениях. Чаще всего выделяются три основных вида субъектов: социальный (индивиды, классы, группы, этносы и др.), институциональный (партии, организации, органы власти и т. д.) и функциональный (армия, бюрократия, разведка и пр.).

Получается, что политика служит регулирующим и направляющим социальным механизмом, способным заниматься распределением средств, решением всеобщих проблем, контролем за соблюдением норм морали, прав и обязанностей каждого члена общества, для становления и развития всего государства. Так или иначе, она тесным образом связана с управленческой сферой деятельности.

Какая бывает политика?

Чтобы точнее понимать сущность такого сложного понятия, необходимо иметь возможность рассматривать его с разных сторон. Обычно принято выделять следующие разновидности:

  • национальная

Такая политика занимается построением отношений междунациональными группами и нациями, а также их дальнейшим контролем и, если понадобится, регулированием;

  • социальная

Учитывает общественный статус и роль, занимаемую в социуме, каждого человека (или малых объединений), а также решает все связанные с этим вопросы;

  • экономическая

Проводится уполномоченными представителями политического аппарата. В ходе подобной деятельности принимаются новые алгоритмы, законы и нормы для регулирования отношений физических и юридических лиц в экономической сфере;

  • культурная

Занимается духовной сферой жизни общества и решать все вопросы между её субъектами;

  • демографическая

Зависит от конкретного экономического, военного положения в стране или определяется исторической значимостью. Направлена на прирост или снижение общего числа граждан в государстве.

Помимо рассмотренных примеров, существуют и менее значимые, например, административная политика.

Классификация политики по различным основаниям

Этот термин охватывает достаточно широкую область влияния, поэтому к его типологии можно подойти с нескольких положений.

1. По уровням деятельности:

  • местная – решает вопросы, связанные с благоустройством и развитием определённого города, посёлка, деревни, района;
  • региональная – относится к субъектам страны (например, в РФ области, регионы и т. д.);
  • государственная – изучает проблемы, связанные со всем социумом в границах конкретного государства, предлагает пути их решения;
  • международная – отвечает за отношения между нациями, народами или их группами;
  • мировая – рассматривает исключительно глобальные проблемы всего человечества.

2. По области распространения:

  • внутренняя – занимается организацией деятельности всех государственных структур, чтобы на протяжении нужного количество времени поддерживался (или изменялся) определённый политический и социальный строй;
  • внешняя – связана с тайными сведениями и засекреченными проектами, доступ к которым разрешён ограниченному кругу лиц, может осуществляться посредством военных операций, либо дипломатических союзов. Обычно направляется Организацией Объединённых Наций.

3. По объёму:

  • долгосрочная (стратегическая) – упор делается на серьёзное планирование важнейших аспектов развития и функционирования общества, вся деятельность строго подчинена выбранному главному курсу;
  • краткосрочная (тактическая) – в основе лежит оперативное принятие решений и работа с конкретными текущими вопросами.

Политика — понятие довольно обширное. Она вторгается практически во все области социальной жизни. В связи с этим выделяют следующие основные формы политики, сгруппированные по трем признакам. Так, по сферам жизни общества раз­личают политику экономическую, аграрную, научно-техническую, социальную, культурную, военную и др.

В зависимости от направлений и масштабов политику се делят на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика про­водится в рамках данной страны на двух главных уровнях — реги­ональном (например, политика повышения занятости жителей Ни­жегородской области) и федеральном (скажем, политика социаль­ного обеспечения граждан Российской Федерации). Внешняя по­литика касается международных отношений и тоже может иметь разный охват: (а) двусторонняя определяет взаимосвязи двух стран (допустим, Украины с Болгарией или Анголы с Кореей); (б) бло­ковая (от франц. bloc — объединение) имеет место, когда ряд стран, создавших союз, проводят в каком-то вопросе единую, согласо­ванную политику (как, например, участники уже упоминавшейся военно-политической организации НАТО); (в) мировая политика проявляет себя, когда многие страны сотрудничают в решении тех или иных глобальных проблем (скажем, в вопросах разоружения, охраны природы или урегулирования межгосударственных военных конфликтов).

Наконец, в зависимости от того, кто проводит ту или иную политику, т. е. по субъектам, политики, можно отдельно говорить о политике государства, политике профсоюзов, какой-то политической партии, общественно-политического движения, крупном фирмы и т.д. Все названные и другие формы политики, разумеется, могут взаимопереплетаться. Так, к примеру, политика может быть одновременно и внешней, и экономической, и государственной.

Тема 5. Государство – ключевой политический институт общества

Государство и его роль в обществе

Виды политики, классификация, функции и направления

При анализе видов политики в первую очередь выделяются особенности внешней, внутренней, региональной и мировой политики.

Вступление

Внутренняя политика является руководством общественными делами в пределах государства в соответствии с особенностями функционирования всех общественных сфер. Поэтому можно рассматривать вместе такие виды, как: социальная, научно-техническая, демографическая, военная политика. Рассмотрим подробнее данную классификацию.

Классификация видов политики

Экономическая политика – это целенаправленная, детерминированная материальными потребностями людей и интересам государства деятельность политических представителей в отношении разработок, планирования и реализации экономических процессов.

Различают две концепции ведения экономической политики:

  1. Жесткий экономический курс тоталитарных государств, направленный на широкое регулирование процессов в экономике и политики ценообразования.
  2. Либеральное планирование, включающее в себя минимальное вмешательство государства в экономику. Однако надежда на саморегулирование экономических отношений не подтверждаются, так как при наличии каких-либо катаклизмов и конфликтов процессы тотально теряют общественный контроль и становятся хаотическими.

Субъекты экономического направления политики включают в себя государство, всевозможные политические структуры, различные союзы, транснациональные объединения и организации, лоббирование в структуре власти.

Объект экономической политики – это экономическая система в общем ее смысле или отдельные звенья и отрасли экономики.

Разбор основных направлений внутренней и внешней политики

Проблемой внутренней политики является выявление приоритетности централизации или децентрализации. Централизация внутренней государственной политики позволяет держать на плаву единство денежной системы, налогов, инфраструктуры, поддерживать национальное здоровье, систему образования, обеспечение социальных программ, обороны государства.

Децентрализация же занимается обеспечением оперативности местной экономической политики, участием граждан в различных мероприятиях, направленных на достижение личностных свобод.

Социальная политика символизирует лояльность государства в отношении обеспечения необходимого социального развития, поддержки системы социального обеспечения граждан.

Активная социальная государственная политика превращает страну в социальное государство, смысл которого заключается в перераспределении государственных ресурсов с целью помощи тем, кто в ней нуждается. Такое государство базируется на моральных принципах социальной справедливости, субсидарности и солидарности.

Текущий век характеризуется как раз социально ориентированным видом политики, которая направлена на развитие социального и человеческого капитала, возможность обеспечения прожиточного минимума тем лицам, которые не могут обеспечить его самостоятельно, а также на охрану окружающей среды и сохранение природы для будущих поколений.

Если большинство населения довольно уровнем безработицы, сокращенными налогами, позитивными преобразованиями в сфере медицины и образования, автоматически власть становится легитимной.

Демографическая политика характеризуется конкретной исторической ситуацией и направлена на обусловленный государственными и экономическими нуждами прирост населения или его сокращение.

Примером поддержки прироста населения могут стать страны Европы, например поощряется эта тенденция преимущественно в России, Украине, Франции; а к ограничению прироста населения стремятся африканские страны, Индия, Китай.

Примером нецелесообразной и неадекватной демографической политики может послужить Индия, в которой запреты вводили насильственно. Тирания привела к конфликтам с участием Радживы Ианди – сына политического руководителя страны.

Удачная демографическая политика способствует наращиванию демографического потенциала военной мощи государства, так как в рамках современности необходимо иметь в запасе многотысячный контингент военных сил.

Историческая отсылка: фашистская Германия намеренно проводила активную демографическую политику по стимулированию рождаемости, а родителям прививалось чувство преданности государству и вменялось воспитать ребенка-патриота.

Наука

Что касается научно-технической политики, не всегда она является объективной, ее развитие может регулироваться властью, особенно подвержены этому совокупности наук, которые связаны с мощью государства, с военными силами. Тоталитарный режим страны обеспечивает научному прогрессу страны только ярмо «псевдонаучности» — отходить нельзя от поставленных свыше границ. Таким образом, научно-техническая политика становится инструментом восхваления правящей верхушки государства.

Аспекты внешней политики

Этот вид политики обладает некоторыми отличиями в содержании и способах реализации нацеленных установок, если сравнивать с внутренней политикой. Внешняя политика регулируется национальными законодательными актами, а также принципами международного права, подчиняется внутренней.

Часто к инструментам внешней политики относят самые крайние средства — организованные вооруженные нападения на соседние государства.

Бытует противоречивое мнение, что глобализация способствует стиранию границ между внешней и внутренней политикой через перенаправление человеческих усилий на созидание единого («глобального») общества, в структуре которого держава уступает политическому и экономическому укладу транснациональных образований.

Специфика внешней политики

Специфические черты внешней политики таковы:

  • остается зафиксированной в секретных договоренностях, обсуждает «закрытые» вопросы государства, доступные только дипломатам и власти;
  • осуществляется через военно-политические блоки, межгосударственные союзы, координируется внутри ООН и региональных образований;
  • проводится на равных правах; то есть все страны во внешнеполитических отношениях (независимо от их статуса, уровня процветания и населения) являются равноправными.

Стоит помнить о том, что внутренняя и внешняя национальная политика базируются на взаимоподчинении и координации.

Целью внешней политики (согласно букве закона) является обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем сохранения мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества посредством общепризнанных норм и принципов международного права.

Мировая политика

В современном мире это направление политики подразумевает скоординированную деятельность государств и значимых межгосударственных институтов, направленную на решение глобальных проблем человечества, к которым относятся: сокращение и искоренение оружия массового уничтожения, в особенности ядерного, борьба с загрязнением окружающей среды, бедностью, глобальным потеплением, международным терроризмом, организованной наркоторговлей, распространением болезней.

Единственно приемлемой мировой политикой 21 столетия должна быть политика, основанная на принятых повсеместно принципах международной вежливости и международного права, сосуществования в мирных условиях и взаимовыгодного сотрудничества, что привело бы к положительным последствиям глобализационных процессов и созданию «единого дома» — Космополиса.

Региональная политика

В последнее время большое внимание уделяется региональной политике. Теперь это еще одно направление координации политики государств. Региональная политика отличается более конкретным, историческим характером, чем мировая политика, она может выбиваться из традиционного русла. К примеру, Латинская Америка под руководством президента Никарагуа Даниэля Ортэга и президента Венесуэлы Уго Чавеса придерживаются политики противостояния экспансионизму и гегемонизму США.

Дальневосточная региональная политика на сегодняшний день детерминируется все большим сотрудничеством с Россией, направленным на отпор повсеместному вмешательству США.

Политика: война

Характерной чертой военной политики является ее принадлежность к синтетической отрасли. Формально и логически это направление можно отнести к внешней политике. Кроме того, военная политика является частью всех вышеперечисленных видов политических направлений, имея присущее только ей содержание.

Проблемным вопросом при детерминации принципов военной политической деятельности по выше заявленным связям со всеми другими видами является сохранение баланса между мирными силовыми и военными средствами внешней политики в современной мировой многополярности.

Следующим камнем преткновения современной внешней политики является вопрос о степени ее самостоятельности, так как зачастую страны «мелкого калибра» вынуждены хвостом плестись за армадой «стран-гигантов».

Таким образом, политика предстает в свете всего происходящего сложным структурированным социальным феноменом, отвечающим за регуляцию общественных отношений на базе применения традиционных методов контроля – власть, руководство, распоряжение, силовое принуждение.

К субъектам политики относятся как вожди, лидеры, так и сами государства, государственные коалиции, влиятельные социальные силы. В завершение можно сказать, что политика выполняет функцию регулятора общественных отношений на основе принципов базового подчинения.

Политика является неотъемлемой частью всех жизненных сфер, она оказывает влияние на все аспекты социальной и культурной жизни. Национальная политика — это двигатель координирования всех волнений историко-военных событий, она и защита, но она же и погибель государства.