Внешнее управление при банкротстве

Содержание

План внешнего управления

Актуально на: 9 августа 2017 г.

В течение месяца с того дня, когда арбитражным судом утвержден внешний управляющий, он должен разработать план внешнего управления должника. Это один из главных документов в такой процедуре банкротства, как внешнее управление, направленной на восстановление платежеспособности должника. Поэтому в плане в первую очередь должны быть прописаны меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок их реализации, а также связанные с этим расходы (п. 1 ст. 106 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторки;
  • продажа определенного имущества должника;
  • исполнение обязательств должника его учредителями, участниками, третьими лицами;
  • замещение активов должника и т.д. (ст. 109 Закона N 127-ФЗ).

Если говорить о структуре плана внешнего управления, то в нем кроме прочего должно быть прописано обоснование возможности восстановления платежеспособности должника с учетом приводимых в нем мер, причем к определенному (предполагаемому) сроку, который также указывается в плане (п. 2 ст. 106 Закона N 127-ФЗ). Помимо этого, план внешнего управления должен содержать разграничение компетенции собрания и комитета кредиторов, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или есть основания для перераспределения компетенции (п. 3 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Кем утверждается план внешнего управления

В течение 2 месяцев с даты утверждения судом внешнего управляющего он должен созвать собрание кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления (п. 1,2 ст. 107 Закона N 127-ФЗ). По итогам рассмотрения собрание принимает решение об утверждении плана либо решение об отклонении плана и:

  • необходимости открытия конкурсного производства, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • установлении срока созыва следующего собрания кредиторов, на котором предполагается рассмотреть новый план внешнего управления (не более 2 месяцев с даты принятия решения);
  • освобождении внешнего управляющего от исполнения им своих обязанностей с указанием причин для освобождения (п. 3 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

Отметим, что план внешнего управления не должен утверждать арбитражный суд. Вместе с тем, представить его в суд нужно в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. Если же в течение 4 месяцев с даты введения процедуры внешнего управления утвержденный план так и не будет представлен в суд, как и не будет подано ходатайство об открытии конкурсного производства собранием кредиторов, у суда будут основания для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 4,5 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

План внешнего управления, реализация которого влечет нарушение чьих-либо прав или законных интересов, по ходатайству этих лиц может быть признан судом недействительным полностью или частично (п. 6 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

Контроль за выполнением плана внешнего управления осуществляется посредством представления внешним управляющим отчетов о ходе внешнего управления и реализации плана по требованию кредиторов (п. 4 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Глава VI. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
  • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
  • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Статья 96. Внешний управляющий
  • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
  • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
  • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
  • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
  • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
  • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
  • Статья 103. Утратила силу
  • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
  • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
  • Статья 106. План внешнего управления
  • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
  • Статья 108. Продление срока внешнего управления
  • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
  • Статья 110. Продажа предприятия должника
  • Статья 111. Продажа части имущества должника
  • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
  • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
  • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
  • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Статья 112. Уступка прав требования должника
  • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
  • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
  • Статья 115. Замещение активов должника
  • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
  • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
  • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
  • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
  • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
  • Статья 121. Расчеты с кредиторами
  • Статья 122. Утратила силу
  • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
  • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего

Открыть полный текст документа

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют. К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве. Его цель заключается в восстановлении платежеспособности банкрота и полный расчет с кредиторами по имеющимся долговым обязательствам.

Когда вводится внешнее управление при банкротстве юридического лица?

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Как проводится внешнее управление?

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему. Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием. Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

К сведению Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности. Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности. Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Важно Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего. Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации. Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Информация Сразу после назначения, арбитражный управляющий начинает осуществлять руководство организацией. В трехдневный срок руководящие органы передают всю бухгалтерскую и другую документацию, штампы, печати, материальные ценности в распоряжение управляющему. Он при этом обязан принять все имеющееся имущество, провести его инвентаризацию, открыть специальные банковские счета для проведения финансовых операций и по всем действиям составлять отчетность.

Срок процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18 месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должника повлияли стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Информация Принципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Последствия процедуры внешнего управления при банкротстве юридического лица

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Внешний управляющий в процедуре несостоятельности предприятия

При проведении процедуры банкротства юридического лица, если есть вероятность вернуть предприятию состояние платежеспособности, одним из шагов является привлечение внешнего управляющего. Насколько широк круг его полномочий, какова роль и функции?

Порядок назначения

Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.

Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы. Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:

• гражданство РФ;

• членство в СРО арбитражных управляющих;

• высшее образование;

• опыт работы на руководящих должностях;

• наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;

• отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.

К сведению В течение 2-7 дней с даты признания арбитражным судом предприятия банкротом, сама разорившаяся фирма и местные власти обязаны определиться со степенью и формой допуска к гос. тайне главы фирмы-должника и предоставить эти сведения в арбитражный суд и СРО. Только получив информацию о наличии тайны и степени ее секретности, члены СРО вправе коллегиально решить, кто именно достоин стать временным начальником в фирме-банкроте, и сообщить о своем выборе в арбитражный суд.

В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать. При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней. Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.

Информация Если на протяжении 3-х месяцев не будет назначен внешний арбитражный управляющий, то вопрос об этом закрывается. В случае, если претендент признан достойным такой ответственной должности, его кандидатура будет утверждена. Новый глава фирмы сразу после своего утверждения занимает кресло прежнего руководителя и начинает внедрять собственную политику возрождения предприятия.

Полномочия внешнего управления

Срок передачи всей документации, основных и временных фондов (по результатам инвентаризации), а также иных атрибутов власти внешнему управляющему составляет от 3-х дней до недели. Входить в курс дела внешний управляющий должен уже с даты введения внешнего управления, так как именно с этого времени полномочия его расширяются до таких пределов:

  • уволить прежнее руководство или трудоустроить его (возможен перевод);
  • органы управления предприятия и владельца имущества сдают свои полномочия и передают его в руки главы, пришедшего извне;
  • все те меры, которые ранее были предприняты с целью удовлетворения требований кредиторов, упраздняются;
  • аресты на все, что принадлежало должнику, отменяются (за исключением наложенных в рамках дела о банкротстве);
  • платежные обязательства в отношении кредиторов лишаются приоритетности;
  • обязательные платежи, как и требования кредиторов, подлежат взыскания в специальном порядке.

Полномочия внешнего управляющего позволяют ему запретить истребование кредитов, пока положение не стабилизируется.

Права и обязанности внешнего управляющего

Права и обязанности внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом, регламентированы ст. 99 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В частности, п. 1 конкретизирует права, которые позволяют:

  • действовать в соответствии с планом внешнего управления, в том числе и в части распоряжения имуществом фирмы;
  • заключать мировые соглашения;
  • отказывать в исполнении договорных обязательств должником (ст. 102);
  • обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями относительно признания сделок недействительными, если должник заключил их в нарушение закона №127-ФЗ, а также требовать возмещения убытков, полученных в результате действий или, наоборот, бездействия членов управления должника и пр. лицами, пользовавшимися учредительными бумагами банкротящегося предприятия, и т.п.

Что касается обязанностей, то внешний управляющий должен принять имущество фирмы-задолжника, провести инвентаризацию, проанализировать деятельность и обнаружить недостатки в прежней системе руководства предприятия, приведшие к такому печальному итогу. В 3-дневный срок с момента окончания инвентаризации всего имущества, числящегося за должником, глава должен подать информацию о проделанной переписи в ЕФРСоБ. Также глава фирмы обязан:

  • составить план действий и подготовить его для одобрения собранием кредиторов;
  • проводить все виды учетов, вести отчетность;
  • заниматься уменьшением долгов;
  • составить перечень требований кредиторов;
  • постоянно докладывать комитету кредиторов о ходе выполнения мероприятий по оздоровлению предприятия и о достигнутых результатах;
  • предоставлять отчеты кредиторам по итогам внедрения программы внешнего управления, и пр.

Все должно работать на положительный результат, для чего нужен четкий и конкретный план.

Составление плана

В ст. 106 Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес. с момента утверждения на должности. Главная цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства.

Информация В плане внешнего управляющего должны быть указаны конкретные сроки достижения положительной динамики, а также приведены обоснования, позволяющие такие смелые прогнозы сделать реальностью в пределах срока графика. Но для того, чтобы реализовать план, предстоят расходы, чего тоже нельзя не учитывать в таком плане.

Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим.

Отчет внешнего управляющего

Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов. В случае, когда деятельность пришлого руководителя подходит к концу по истечению срока, отпущенного для попытки реанимировать компанию, или при досрочном сложении полномочий, отчет внешнего управляющего должен составляться в соответствии со ст. 90 Закона №127-ФЗ.

По требованиям этого законодательного документа, отчет должен быть готов к рассмотрению собранием кредиторов не позже, чем за 15 дней до даты прекращения деятельности внешнего арбитражного управленца. В отчете необходимо отразить такие цифры:

  • баланс на последнее 1-е число месяца, предшествующего отчетному;
  • итоги прибылей и убытков;
  • наличие на счетах должника средств, которые могут быть перечислены кредиторам в счет погашения задолженностей;
  • сводку оставшихся непогашенными долгов кредиторам и пр.

Важно, чтобы к отчету прилагался перечень оставшихся требований кредиторов. Так как назначенный арбитражным судом руководитель закончил свою работу, то он на основании достигнутых результатов, подтвержденных бухгалтерскими данными, должен приложить к отчету свои предложения о дальнейшей судьбе фирмы. Эти предложения могут содержать один из вариантов:

  • на основании восстановления платежеспособности предприятия прекратить внешнее управление за ненадобностью;
  • заключение мирового соглашения;
  • вследствие невозможности восстановить положительный баланс фирмы, признать ее банкротом и ввести конкурсное производство.

В Законе №127-ФЗ приглашенному внешнему управляющему отводится срок в 18 месяцев, и есть возможность один раз пролонгировать его еще на 6 мес. Если внешнее управление ожидаемых результатов на протяжении этого периода не принесло, то придется принимать решение перехода к стадии конкурсного производства.

Вознаграждение

Грамотный высококвалифицированный внешний управляющий, должен получать за свою работу вознаграждение, размер и источник которого регламентируется ст. 20.6 Закона №127-ФЗ. Именно для внешнего управляющего фиксированная сумма предусмотрена в размере 45 тыс. руб. в месяц.

В зависимости от сложности ситуации, собрание кредиторов вправе эту сумму увеличить. Кроме фиксированных выплат, арбитражный директор может рассчитывать на допоплнительное поощрение, которое может быть установлено в таких размерах (п. 12 ст. 20.6):

  • 3% от прироста суммы чистых активов спасаемого предприятия (если фирма будет признана банкротом, и назначат процедуру конкурсного производства);
  • 8% от суммы средств, которые сможет отдать фирма кредиторам (если дело о банкротстве закроют).

К сведению Проценты выплатят по окончанию срока полномочий внешнего руководителя, в случае, если результаты работы позволят это.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

Внешний управляющий назначается для того, чтобы попытаться вытащить предприятие из долговой ямы в состоянии, когда дело о банкротстве только открыто, и фирма еще может быть восстановлена с плюсовым балансом, после чего арбитражный управленец считается выполнившим свою миссию, а фирма может продолжать функционировать. Если же ему не удалось возродить предприятие — долги не погашены, баланс отрицательный, то по истечению 18 мес. предприятие все-таки объявят банкротом.

Конкурсный руководитель приходит на предприятие уже после признания юридического лица банкротом. Деятельность этого должностного лица подчинена требованиям ст. 127 Закона №127-ФЗ, его функции и задачи кардинально отличны от тех, которые вменяются при внешнем управлении.

Банкротство предприятия не может быть признано в одночасье, законом предпринимаются различные меры и процедуры с целью восстановить платежеспособность компании. Среди таких мер есть и внешнее управление, когда назначенный арбитражным судом руководитель получает возможность избежать признания фирмы банкротом.

Актуально на: 9 августа 2017 г.

Внешнее управление как процедура банкротства применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). То есть по своей сути она является реабилитационной процедурой.

Срок внешнего управления может составлять не более 18 месяцев, но по решению суда он может быть продлен максимум на 6 месяцев (п. 2 ст. 93, ст. 108 Закона N 127-ФЗ).

По общему правилу процедура внешнего управления вводится арбитражным судом, если решение о введении данной процедуры было принято на собрании кредиторов (п. 1 ст. 93 Закона N 127-ФЗ). А также если:

  • на первом собрании кредиторов не было принято решение о необходимости применения какой-либо процедуры банкротства по отношению к должнику, нет оснований для введения финансового оздоровления, но у суда есть основания полагать, что платежеспособность должника все же может быть восстановлена (п. 2 ст. 75 Закона N 127-ФЗ);
  • суд установил, что по итогам финансового оздоровления возможно восстановление платежеспособности должника, при условии, что с даты введения финансового оздоровления прошло не более 18 месяцев (п. 6 ст. 88, п. 1,2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ);
  • в адрес должника – градообразующей организации подано ходатайство госоргана (или муниципального органа) о введении внешнего управления и предоставлено поручительство (п. 1 ст. 171 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, введение внешнего управления возможно:

  • в рамках перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона N 127-ФЗ);
  • в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения или расторжения мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и, как следствие, возобновления производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 163, п. 1 ст. 166 Закона N 127-ФЗ).

Одновременно с введением внешнего управления в общем случае арбитражный суд утверждает внешнего управляющего (п. 1 ст. 96 Закона N 127-ФЗ). Именно на него возлагается управление делами должника, а полномочия руководителя должника прекращаются (п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ).

В обязанности внешнего управляющего входит (п. 2 ст. 99 Закона N 127-ФЗ):

  • прием в управление имущества должника и проведение инвентаризации;
  • разработка плана внешнего управления;
  • реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, утвержденным собранием кредиторов;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • и др.

В план внешнего управления включаются меры по восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, в нем должны быть прописаны условия и порядок реализации этих мер, а также необходимые для этого расходы (п. 1 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Если по итогам реализации плана платежеспособность должника восстановлена, то внешний управляющий составляет об этом отчет (п. 1,4 ст. 117 Закона N 127-ФЗ), представляет его собранию кредиторов, а на собрании принимается решение о прекращении внешнего управления и переходе к расчетам с кредиторами. Далее в арбитражный суд подается соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 118 Закона N 127-ФЗ), на основании которого суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона N 127-ФЗ).