Внешняя политика, что это?

43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Внешняя политика – неотъемлемое направление деятельности государства. Ее сущность заключается в налаживании отношений с другими государствами, и она является логическим продолжением внутренней политики. Однако внешнюю политику нельзя определять только как продолжение внутренней, внешняя политика имеет собственные специфичные черты, которые отличают ее от внутренней:

• определение и реализация целей во внешней политике осуществляется с учетом интересов других суверенных государств – участников международной политики;

• внешняя политика обладает собственным обособленным организационно-институциональным обеспечением.

Но при всей специфичности внешней политики нельзя забывать и про ее взаимосвязь с внутренней.

Цели внешней политики любого государства строго разграничены. Они обусловлены общественно-политическим устройством, формой проявления, традициями, идеологией, связями с другими государствами. Среди основных целей внешней политики выделяют:

• обеспечение национальной безопасности государства. Очевидно, что обеспечение безопасности государства отвечает его жизненным потребностям Без реализации этой цели внешней политики как таковой не может существовать;

• рост экономического, политического и оборонного потенциала государства. Является одной из важнейших целей внешней политики. Государство через свою внешнюю политику может приумножать свои силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т. д.)

• упрочение международных связей и позиций государства. Престиж государства в международной политике возможен только при выполнении первых двух целей.

Внешняя политика выполняет три основные функции:

• охранную: она связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей, предотвращением возникновения угроз для государства, его границ и т. д.;

• репрезентативно-информационную: выражается в представлении государства на международной арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы;

• переговорно-организаторскую: состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.

Выделяют следующие средства внешней политики:

• информационно-пропагандистские: выполняют важную роль и проявляются в различных формах пропаганды, информации, в культурной политике;

• политические: охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений;

• экономические: предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран;

• военные: охватывают армию, военный потенциал государства. Примером военного давления могут служить маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Функции внешней политики

Сущность (цели и средства) и функции внешней политики

Внешняя политика – это сознательная деятельность государств и других политических институтов общества, направленная на осуществление своих интересов и потребностей в области международных отношений.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств – экономических, социокультурных, духовных, идеологических факторов.

Основными целями внешней политики можно назвать:

обеспечение национальной безопасности;

возрастание экономического и политического могущества государства;

укрепление его международных позиций.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Сегодня ведущий фактор, обеспечивающий политический вес государства, – освоение им новых технологий и коммуникаций, а не просто военная мощь или имперские амбиции. Поэтому в основании разработки геостратегии могут лежать принципиально разные установки, определяемые степенью индустриального и постиндустриального развития общества. Это – и политика открытого проникновения на чужие территории, и политика межсоседского сотрудничества, и политика силового давления, и политика, в основе которой – идеи всестороннего сотрудничества, технико-коммуникационной и экономической интеграции.

В целом международные политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, т.е. к расширению и взаимному проникновению, дополнению и обогащению.

Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются:

— Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

— Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.

— Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

— Регулирующая функция внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям.

Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием отношений данного государства с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами.

Внешняя политика государства — это область дея-ти гос-ва в сфере междунар. отношений в целях оказания направленного влияния на др. участников междунар. отношений.

Цели внешней политики:

1. Обеспечение безопасности гос-ва

2. создание благоприятных условий для реализации целей и задач внутр. политики.

Осущ. внешнюю политику гос-во применяет многие средства:

· полит. (переговоры, переписка, представительства государства за границей),

· эконом. (товарные фонды, финансовые средства, достижение науки и техники),

· идеологич. (внешнеполит. пропаганда ) ,

· военные (военная мощь государства).

Сегодня РБ ставит след. цели внешней политики:

1. обеспечение благоприятных междунар. условий для укрепления суверенитета и территориальной целостности страны

2. развитие взаимовыгодного сотрудничества с гос-вами способствующего решению трансформационных задач в полит., соц., культурной, эконом. сферах жизни общества

3. активная участие в решении общечел. проблем, формир. нового порядка.

Отличительной чертой внеш. политики РБ является ее многовекторность . В своей дея-ти на междунар. арене РБ реализует провозглашенные ею внешнеполит. приоритеты:

1. Выполнение обязательств по междунар. соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружением

2. Развитие контактов с общеевроп. структурами, европейскими странами. РБ стремиться войти в совет Европы и стать его полноправным членом. Но РБ выступает за равноправные и взаимовыгодные отношения с западом.

3. Обеспечение территориальной безопасности гос-ва.

4. Интеграция и развитие сотрудничества с Россией .

5. Сотрудничество и мобилизация международной поддержки в решении чернобыльской проблемы.

Функции

Интеграционная функция, связана со стремлением государств к интеграции в различных сферах деятельности;

Охранительная функция, направлена на защиту национальных интересов за рубежом, прав и свобод своих граждан;

Регулятивная функция, связана с разработкой государствами общепризнанных норм и принципов международного права;

Информационно-представительная функция, связана с распространением положительной информации о стране с целью создания положительного имиджа о ней.

Внешняя политика

Вне́шняя поли́тика (внешние отношения государства) — взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства или страны; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних отношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих государствах и странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции — министерством внешних отношений, в Швейцарии — политическим департаментом, в Аргентине — министерством внешних отношений и культа, в Ливии — Народным бюро по внешним связям, и так далее.

Внешняя политика государства.

1. Взаимосвязь внутренней и внешней политики, основания последней.

Центральные проблемы внешней политики России.

Основные направления внешней политики России.

1 Важной частью политики, осуществляемой государством, являются действия его в отношении других стран. В своей совокупности они составляют его внешнюю – зарубежную политику. Внешней она называется в отличие от той политики, которую государство проводит внутри страны. Зарубежная политика служит решению определённых задач, которые получили закрепление во внешнеполитических функциях государства. К ним относятся: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля и другие. Каждая из функций наполняется тем или иным содержанием, исходя из тех проблем, которые существуют (или возникают) у данного государства с другими странами.

Внутренняя и внешняя политика являются двумя сторонами общей политики государства. Они тесно связаны между собой, оказывают взаимной влияние и потому находятся в зависимости друг от друга. Достижения внешней политики обеспечиваются успехами внутренней. А те, напротив, во многом зависят от достижений внешней политики. И всё же роли они играют разные. Доминирующую, первостепенную роль играет внутренняя политика. Это не значит, что внешняя политика не бывает приоритетной по отношению к внутренней, не играет ведущей роли. Такое нередко случается и объясняется ориентацией государства (зачастую вынужденной) на использование внешних ресурсов. Но главенствующее положение внешней политики не может оставаться долго.

Наконец, нельзя упускать и того, что задачи внутренней и внешней политики при определённых обстоятельствах могут не совпадать. Такое противоречие серьёзно осложняет их взаимодействия. Однако и в этом случае государственная политика разрабатывается, в конечном счете, из приоритетности в ней задач внутренней политики. Ярким примером этого является современное Российское государево, внешняя политика которого в 90-ые гг. вступила в острое противоречие с его внутренней политикой и поэтому в последние годы стала меняться в сторону того, чтобы больше отвечать национальным интересам.

Проводимые в стране преобразования в большой мере зависели от внешней политики, в частности, от обеспечения их финансовой поддержкой со стороны Запада. В результате Россия оказалась в зависимости от него. Трансформация втянула страну в глубочайший кризис. Стремление выбраться из него путём активизации внутренней политики, направленной на создание условий для преимущественно самостоятельного, самодостаточного развития, но при сохранении хороших отношений с Западом, привело к серьёзной коррекции внешней политики.

В основе внешней политики России лежат национальный интерес и заинтересованность в обеспечении государственной безопасности. Особенность первого в том, что он является важнейшим для любой государственной власти. Особенность второй в том, что создание благоприятной международной обстановки для нормального существования государства дело чрезвычайно многогранное. Поэтому при разработке и осуществлении внешней политики России учитываются: её территориальные споры с сопредельными странами; этнические, конфессиональные разногласия с зарубежными государствами, географическое положение страны на евразийском континенте; место её среди славянских народов; идеологические ориентации политических сил в стране; цивилизационные особенности России. Они находят отражение в отношениях нашего государства с разными странами, в его краткосрочной и ориентированной на длительную перспективу внешней политике.

Внешняя политика направлена на разрешение проблем, вызванных притязанием ряда стран на российскую территорию (Южные Курилы и др.); дискриминацией русского населения в бывших советских республиках (особенно прибалтийских); притеснением православной церкви (например, на Украине); недоброжелательным отношением определённых стран к России (надуманные проблемы их оккупации СССР). Это проблемы очевидные. Но существуют и латентные (скрытые от глаз) проблемы. Многие из них имеют первостепенное значение для нашего государства. Среди них следует выделить те, которые обусловлены евразийским положением страны, её давним статусом великой державы.

Россия – евразийская держава, протянувшаяся от Балтики до Тихого Океана. Её история и современная жизнь протекают в контактах с очень различающимися между собой странами Запада и Востока, которые относятся к разным типам цивилизации. Внешняя политика России строится с учётом этих обстоятельств.

Статус великого государства Россия получила давно, в связи с её большим вкладом в мироустройство. Роль эта особенно возросла в XX веке, когда Советский Союз внёс решающий вклад в победу народов над фашизмом, оказывал громадное влияние на ход всемирной истории. В современных условиях России объективно трудно играть такую роль. Но и отказываться от неё она не может, т.к. только выполняя её она может рассчитывать на достойное место в мире, на свой путь в нём. Россия, можно сказать, обречена быть великой державой.

Нынче у России нет договорных обязательств по оказанию помощи этнически близким странам (за исключением Белоруссии). Но давно став великим, могущественным славянским государством, она сыграла выдающуюся роль в освобождении многих славянских народов от чужеземного ига. При этом она не стремилась к панславизму – к объединению славянских народов и вовлечению их в российское государство. Её патронаж (покровительство) были продиктованы мотивами славянской солидарности. Оказание помощи славянским народам стало высочайшим нравственным долгом России. Ему она старается быть верной. Об этом свидетельствует, например, её роль в Косовском кризисе.

На внешнюю политику России оказывают влияние и геополитические интересы, определяемые её географическим (пространственным, ресурсным, демографическим) положением. Они определяют позицию России в отношении определённых территорий и целых государств, например, Японии, от которой зависит выход российских кораблей из прибрежных морей в мировой океан, США и других стран по научному исследованию Антарктиды. В этой связи важную роль играют международные организации, от которых зависит укрепление безопасности России (ООН, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и др.).

2 Внешняя полтика России всё больше разрабатывается с учётом намечающихся тенденций в развитии международных отношений, исходя из появившихся проблем планетарного значения, т.е. принимая во внимание особенности складывающейся в мире и Природе обстановки. А она в последнее время осложнилась в связи с проводимой США демократизацией других стран, распространением в них устройства политической жизни по-американски. Это обернулось войной против Югославии, Афганистана, Ирака, в которых США добивались по существу своих целей – установления угодного им режима и установления контроля над природными богатствами. Претензии в недостатке демократии предъявляются Америкой многим странам (в том числе, Китаю, России). При этом она побуждают их копировать свою модель демократии.

США осуществляют не только политическую, но и экономическую экспансию. Они используют своё мировое военное лидерство для осуществления политики глобализации – интеграции под их эгидой рыночно-финансовых отношений в мире (ВТО). В глобализации преуспевают прежде всего индустриально развитые государства. Это страны т.н. «золотого миллиарда». Остальным уготовлена судьба быть их сырьевым придатком с постоянно догоняющей модернизацией своей экономики, т.е. второсортной жизни. Это неизбежно обостряет отношения между отстающими и убегающими странами и является одной из причин мирового терроризма, проявлению капиталистических странах антиглобалистского движения.

Глобальными, затрагивающими всё человечество, стали экологические проблемы. Среди них наиболее актуальны – ухудшение климата на планете в связи с потеплением на ней и появлением озоновых дыр. Причины этих явлений до сих пор окончательно не познаны, но то, что человеческий (антропогенный) фактор имеет к ним отношение весьма вероятно. Ведь парниковый эффект от выделения в атмосферу диоксида углерода, метана и других лёгких газов и истощение озонового слоя от поступления в атмосферу фреона по существу зависит от людей. Всё больше обнаруживается падающих на планету космических тел, подвижек плит земной коры, сопровождающихся землетрясениями и цунами.

Всё это обязывает, прежде всего индустриально развитые страны, солидарно использовать свой научно-технический потенциал для возможного противостояния силам природы. Первостепенная роль в подготовке совместных мероприятий принадлежит их внешней политике.

3 Осуществляемая нынче Россией внешняя политика строится в зависимости от места, которое отводится ею зарубежным странам в своей жизни, от их отношения к ней. Первейшее значение в этой политике занимают США, которые вследствие распада СССР и серьёзного ослабления России оказались в положении единственной сверхдержавы и стали играть ведущую роль в мире, в том числе в военной области. Это проявляется, в частности, в постоянной модернизации американской армии, в оснащении её всё новыми видами оружия и в возросшем использовании её в разрешении конфликтов Америки с другими странами. В отношении России планы США (как это следует из выступления Б. Клинтона) состоят в том, чтобы покончить с вековыми претензиями нашей страны быть великой державой и превратить её в сырьевой придаток Америки. США не будут добиваться полного распада России, но и не допустят возрождения её былого могущества. Для этого ими проводится политика по ослаблению военного и экономического потенциалов нашей страны. О серьёзности её свидетельствуют размеры военного бюджета Америки, наращивание сил НАТО, возросшая агрессивность этой организации (смена оборонной стратегии на наступательную), несанкционированная ООН агрессия против Югославии, развёртывание ПРО над Японией и Аляской, в странах Европы, отказ американского Конгресса ратифицировать договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Тем самым США отходят от установленного после Второй мировой войны миропорядка, они открыто ведут политику на устройство мира в своих интересах, открыто демонстрируют свою империалистическую сущность.

Положение осложнилось в результате взятого США курса на борьбу с мировым терроризмом (после событий 11 сентября 2000 г.). Осуществление Америкой агрессии в Афганистан, а затем в Ирак, серьёзно подорвали сложившиеся после Второй мировой войны международные отношения.

Но от взаимоотношений с этой страной, от того, как они будут складываться, во многом зависит будущее России, т.к. выбор оптимального варианта выхода из кризиса и продолжения преобразований предстоит делать с поправками на то, чтобы он отвечал и задачам сохранения национальной безопасности страны.

В орбиту американской политики вовлечены европейские страны НАТО. Это осложняет отношения России с ними. Нельзя не отметить, что воинственность большинства европейских стран подрывает престиж западной демократии в глазах россиян, ставит под сомнение искренность глашатаев либеральных и социал-демократических идей, дает пищу для размышлений об их подлинной ценности.

Большое место во внешней политике России занимают страны Востока, прежде всего Китай и Индия, самые большие в мире по численности населения. Китай переживает бурное развитие и по валовым показателям производства основных видов продукции в ближайшие годы выходит на первое место в мире. В стране получили широкое распространение контролируемые государством рыночные отношения. В этом одна из особенностей китайской модели социализма. Вырос экономический потенциал и Индии, также стремящейся, исходя из своих интересов строить своё будущее. Обе азиатские страны проводят миролюбивую, добрососедскую по отношению к России политику, являются приверженцами концепции многополярного мира, которую разделяет и наша страна. От совместных внешнеполитических усилий России и этих стран во многом будет зависеть мироустройство и характер международных отношений в XXI веке.

Предметом особого внимания России являются бывшие советские республики. Они стали странами ближнего зарубежья. С ними наше государство связывает веками складывавшаяся общая хозяйственная и духовная жизнь, совместная борьба за национальную независимость. В советский период их истории в развитии народного хозяйства республик широко использовались взаимовыгодные специализация и кооперация. Теперь хозяйственные связи порваны, но выход этих государств из кризисного состояния во многом связан с восстановлением ими хороших отношений с Россией. Немаловажным является и наличие в этих странах многомиллионной русской диаспоры, чьи интересы Россия должна защищать. По этим и другим причинам бывшие республики находятся в приоритетной сфере российской внешней политики. Однако отношения со странами СНГ осложняются в связи с возрастанием их зависимости от других стран, созданием в ряде их американских военных баз (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия).

Сегодня очевидно, что жизнь России будет зависеть и от того, как сложатся отношения с зарубежными странами, насколько заставит она считаться их со своими интересами. А они состоят в том, чтобы обеспечить нашему народу условия для строительства новой России без иностранного вмешательства, добиться признания ими права нашей страны на достойное место в мире, на свой путь в нём.

Схема №1. Внутренняя и внешняя политика государства.

Зарубежные

Внутренняя Государство Внешняя

политика политика страны

Своя страна

Основные понятия:

Внешняя политика государства. Внешнеполитические функции государства: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля. Геополитика государства. Гегемонизм. Протекционизм. Экспансионизм. Панславизм. Глобалистика.

Вопросы: