Внутренние воды

Внутренние морские воды и территориальное море

Внутренние морские воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву). К внутренним водам также относятся: а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11); б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст. 10); в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В Российской Федерации к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Внутренние морские воды являются государственной территорией прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Правовой режим таких вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом. Оно само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море (территориальные воды) — это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации для отсчета ширины территориальных вод применяются оба этих способа.

Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: а) пересечь их, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды; в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход при этом является мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19). Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом: а) уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах;

если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; 6) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т.п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие — лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 названного Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст. 3 Федерального закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Мирный проход военных кораблей иностранных государств в территориальных водах России осуществляется и регулируется в соответствии с нормами указанного Федерального закона и Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102. Мирный проход через территориальные воды нашей страны иностранными военными кораблями может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства России. Разрешительный порядок не распространяется: на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств, и на сопровождающие их военные корабли; на военные корабли, которые терпят бедствие.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

2. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

1. Территориальное море Российской Федерации (далее — территориальное море) — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 3. Делимитация территориального моря

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 — 1:300 000, а в случае отсутствия таких карт — на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Статья 41. Искусственные острова, установки и сооружения во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

1. Для целей настоящего Федерального закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе.

2. Для целей настоящего Федерального закона под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

(Статья введена — Федеральный закон от 03.02.2014 № 15-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

Статья 5. Правовой режим морских портов Российской Федерации

1. Правовой режим морских портов в Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

Правовой режим морских портов с учетом климатических, гидрологических и метеорологических особенностей устанавливается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.

Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателям».

3. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

5. Функции и полномочия капитана морского порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)

6. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в морском порту, согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия указанных должностных лиц затрагивают компетенцию капитана морского порта.

7. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим морских портов.

Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты

1. Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности (далее — иностранные суда) могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.

2. В отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

3. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.

4. Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

законодательство Российской Федерации, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также охраны памятников истории и культуры;

пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

правила, установленные для морских портов;

правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации;

другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.

5. Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов. (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей

1. Должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, регулирующим заход всех судов и военных кораблей Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей и выход из военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей и отвечающим за безопасность мореплавания, является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей.

В случае, если в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей одновременно базируются военные корабли различных федеральных органов исполнительной власти, включая военные корабли федерального органа исполнительной власти по обороне, должностным лицом военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей является старший морской начальник федерального органа исполнительной власти по обороне.

2. В случае, если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов Российской Федерации, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом пограничного органа федеральной службы безопасности и должностным лицом таможенного органа. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)

3. Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям». (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Перечень военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты

1. Иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (далее — иностранные военные корабли и другие государственные суда), могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации.

2. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».

3. В отношении иностранных военных кораблей и других государственных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении военных кораблей и других государственных судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты

1. Вынужденный заход иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты — заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

доставки спасенных людей;

необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

2. Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права.

3. Капитан иностранного судна, командир иностранного военного корабля или другого государственного судна в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды или в морской порт обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям либо указаниям командира военного корабля, капитана морского или речного судна или командира летательного аппарата Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи либо для выяснения обстоятельств вынужденного захода.

4. В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения:

название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна;

государство флага;

имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна;

тип двигательной установки (ядерный или обычный);

причина вынужденного захода;

наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов;

потребность в помощи и ее характер;

предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.

5. Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна (без нарушения иммунитета иностранного военного корабля или другого государственного судна) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта, военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей, направляемых должностным лицом, указанным в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

6. По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно, иностранный военный корабль или другое государственное судно обязаны покинуть морской порт, внутренние морские воды и территориальное море после получения разрешения на выход у должностного лица, указанного в статьях 5 и 7 настоящего Федерального закона, по согласованию с должностным лицом федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностным лицом таможенного органа. (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

7. В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и другим государственным судам с ядерными двигателями или иностранным судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному иностранному судну, иностранному военному кораблю или другому государственному судну.

8. Решение об отказе в осуществлении права вынужденного захода принимает должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или по согласованию с должностным лицом морского порта, военно-морской базы или пункта базирования военных кораблей. (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод

Что это такое?

Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.

Действующие юридические нормы определяют их как воды, расположенные между берегом и линией максимального отлива. То есть, это не всегда именно воды — во время отлива на этом месте находится суша.

Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:

  1. Морские гавани и порты.
  2. Заливы, лиманы или бухты, если ширина между их начальными точками не превышает 24 навигационные мили.
  3. Площадь больших заливов, расстояние между краями которых больше 24 миль, но издавна относящихся к территории того или иного государства (примерами таких акваторий могут служить Гудзонов или Бристольский заливы).

Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.

Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.

Какой существует закон о них?

Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.

Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.

Все эти законы дают четкое понятие границ ВМВ, определяют возможность и порядок захода в них кораблей иностранных государств.

Правовой режим

Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.

Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.

Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.

При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.

Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.

Как определяются границы в пределах государства?

Определение границ ВМВ производится разными способами:

  1. Для прямых участков побережья — это разница между линиями прилива и наибольшего отлива.
  2. Для заливов или бухт границы определяет прямая линия, соединяющая крайние точки между наиболее выдающимися в море участками берега во время наибольшего отлива. При этом, расстояние между ними не должно быть больше двойной ширины территориальных вод (24 морские мили).
  3. Заливы или бухты с шириной между крайними точками больше 24 морских миль также относятся к внутренним морским водам, если эти заливы исторически принадлежат РФ.
  4. Акватория портов, границей которой являются наиболее удаленные гидротехнические сооружения, имеющие прямое отношение к данному порту.

Положение прямых линий, служащих ориентирами для определения границ, сообщается правительствам всех стран и государств.

ВМВ РФ

К внутренним морским водам России относятся все портовые гавани, природные образования (бухты, заливы и т.п.). Сюда же относятся все заливы восточной части побережья России:

  • Анадырский,
  • Авачинская бухта,
  • залив Петра Великого,
  • Камчатский залив и т.д.

К ВМВ России также относятся:

  • воды Белого моря;
  • участок Кольского залива в Баренцевом море;
  • участки Финского залива на Балтике, области Куршского и Калиниградского залива;
  • заливы Японского моря;
  • бухты Охотского моря;
  • участки береговой линии Крыма и Черноморского побережья.

Эти области отнесены к категории ВМВ приказом ФСБ России № 531 от 30.10.2019 г.

Каковы последствия при их нарушении?

Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.

В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.

Как правило, внутренние морские воды находятся в относительном отдалении от внешних границ РФ. Большинство случаев захода в них иностранных судов относятся к посещению акватории российских портов.

Нахождение в других участках побережья может быть вызвано аварийными ситуациями, о которых немедленно оповещаются власти РФ. Эти случаи квалифицируются законодательством как допустимые, поскольку они считаются форс мажорными обстоятельствами и не влекут за собой никаких юридических последствий.

Рассматривая все береговые устройства с прилегающей аква­торией, объединяемые общим названием «порты», следует преж­де всего обратить внимание на их большое разнообразие. Поэтому порты классифицируются по ряду признаков, что удобно не толь­ко для их изучения, но и для производственных целей.

Основными классификационными признаками портов являются;

а) назначение;

б) народнохозяйственное значение;

в) геогра­фическое положение;

г) годовая продолжительность эксплуата­ции;

д) отношение к уровню воды;

е) отношение к международ­ной торговле.

По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть раз­делены на порты общего назначения, в которых перерабатывают­ся самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и пор­ты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специ­альные порты имеют мощные высокопроизводительные перегру­зочные устройства, которые служат для переработки одного лишь вида груза.

Устройства для перегрузки других видов грузов и пассажир­ские причалы в специальных портах если и существуют, то име­ют второстепенное значение. Нередко встречаются и специальные пассажирские порты, в которых грузовые операции ограничива­ются перегрузкой багажа.

В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее круп­ные отечественные и зарубежные порты являются портами обще­го назначения.

Военные порты или базы флота предназначены для обслужи­вания военно-морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных складов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко разме­щаются обширные казармы. Для обороны порта имеются форти­фикационные и другие инженерные сооружения.

Промысловые порты, из кото­рых наибольшее развитие полу­чили рыбные порты, оборудуются складами-холодильниками и име­ют в своем составе перерабаты­вающие предприятия. Такие пор­ты, являясь базами промыслово­го флота, располагают, как пра­вило, и собственными судоре­монтными устройствами.

Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ исполь­зуют естественные бухты и лагуны, производя в них минималь­ный объем дноуглубительных работ для создания рейдов. В не­которых случаях для создания защищенных рейдов возводят огра­дительные сооружения (порт Адамовка на Днепре). Максималь­ное расстояние между портами-убежищами определяется из ус­ловия, чтобы суда и плоты могли достичь их, находясь в любой точке судоходной трассы, с момента получения сигнала о подхо­дящем шторме. На водохранилищах иногда организуют сопря­женные порты-убежища, используемые судами и плотами в зави­симости от направления ветра (рис. 6). К портам-убежищам следует отнести и специальные огражденные акватории у судопропускных сооружений в верхних бьефах водохранилищ (так называемые аванпорты), где суда отстаиваются в ожидании шлю­зования в нижний бьеф или выхода в водохранилище.

По народнохозяйственному значению основным классификаци­онным признаком порта является объем выполняемой портом работы.

В зависимости от грузооборота и пассажирооборота все порты подразделяются на несколько категорий. По категории порта опре­деляются: административная структура порта и его эксплуатаци­онные штаты, размеры ассигнований на его эксплуатацию и ре­монтные работы, объемы работ по его развитию, класс основных сооружений, отметки территории и расчетные уровни воды. Ввиду неодинаковой трудоемкости переработки различных грузов категория порта определяется по грузообороту в условных тоннах. Нормы технологического проектирования рекомендуют следующие коэффициенты для приведения грузооборота в услов­ные тонны:
Штучные и тарно-упаковочные грузы 4.6
Грузы в универсальных контейнерах 3.1
Металлогрузы, оборудование, железобетонные детали и конструкции 3.4
Уголь каменный 1.0
Руда 1.1
Лесные грузы в пакетах 2.5
Лесные грузы в непакетированном виде 3.0
Соль. Минеральные удобрения насыпью 2.1
Камень строительный 1.3
Гравий и щебень 1.3
Песок и песчано-гравийная смесь, выгружаемые средствами гидро­механизации 0.6
То же, выгружаемые другими средствами механизации 0.8
Цемент насыпью 4.6
Зерновые грузы насыпью 2.5
Нефтегрузы наливом 1.1

Если пассажирские причалы расположены в общем причаль­ном фронте с грузовыми причалами, категорию порта определяют по среднесуточному грузообороту грузового района (в условных тоннах). При проектировании отдельно расположенного пасса­жирского района его категорию определяют в зависи­мости от среднесуточного пассажирооборота (в условных пасса­жирах). Для приведения числа пассажиров к условным единицам ре­комендуются следующие коэффициенты:
Пассажиры местные 1.00
Пассажиры транзитные 2.50
Пассажиры пригородные и внутригородские 0.15

Если грузооборот транспортного узла не превышает 50 тыс. т в навигацию или если он предназначен только для пересадки пас­сажиров местных и пригородных линий, то его называют прис­танью. С точки зрения классификационной, пристани относятся к IV категории портов. К внекатегорийным портам РФ относятся Санкт-Петербургский, Новороссийский и Находкинский.

Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, де­лятся на три основные категории:
Характер грузооборота Категории портов в зависимости от годового грузо­оборота, тыс. т
I II III
А. Порты общего назначения
Общий грузооборот Более 1400 601—1400 600 и менее
Грузооборот по генеральным и лесным грузам Более 400 101—400 100 и менее
Б. Порты специального назна­чения, перегружающие:
а) навалочные грузы (уголь, руда) Более 4500 3001—4500 3000 и менее
б) инертные минерально-строительные грузы Более 10000 7001—10000 7000 и менее

По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.

Речные порты на свободных реках, в зависимости от располо­жения на реке, подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле ре­ки и внерусловые или затонные, в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном затоне или в ис­кусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зим­него отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонт­ные заводы. Нередко в крупных портах имеются и участки, рас­положенные в русле реки и участки ковшовые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов.

Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах во­дохранилищ. Волны во время шторма могут достигать на этих участках значительной высоты. Поэтому водохранилищные пор­ты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения, за­щищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременно портами-убежищами.

Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие порты мира (Ле­нинградский, Лондонский, Нью-йоркский, Гамбургский, Роттер­дамский, Антверпенский и др.) расположены в устьях рек. Пор­товые устройства размещаются, как правило, по берегам реки или в вырытых в берегу бассейнах. При этом порты стремятся раз­местить на некотором расстоянии от моря, чтобы избежать стро­ительства оградительных соору­жений. В некоторых случаях на крупных реках морские порты располагаются на значительном расстоянии от устья, и их следует отнести к особому разряду внут­ренних морских портов. Таковы, например, Архангельский и Херсонский порты.

Береговые морские порты соз­даются на открытом морском бе­регу, и для защиты их акваторий и причалов от волнения прихо­дится строить оградительные сооружения. Длина этих сооруже­ний в портах на песчаных побережьях измеряется километрами. Если порт размещается в естественной, частично защищенной бух­те, то длина оградительных сооружений бывает небольшой.

Лагунные порты размещаются в глубине лагун, образовав­шихся на песчаных берегах вследствие отложения естественных кос, отделяющих лагуны от моря. Такие порты не нуждаются в защите от волнения, но имеют подходные каналы, на которых не­обходимо поддерживать глубины, удаляя наносы землечерпанием.

Островные порты, как видно из названия, располагаются на островах и не имеют сухопутной связи с берегом. Они создаются для перевалки грузов с судов одного типа на другие или для при­ема судов, которые ввиду большой осадки не могут подойти к при­чалам главного порта.

По годовой продолжительности эксплуатации порты на внут­ренних водных путях подразделяют на постоянные и временные. Постоянные порты эксплуатируются в течение всей навигации. Временные сезонные порты функционируют только часть навига­ции, что обусловливается гидрологическими условиями (продол­жительностью периода высокой воды, когда возможен подход су­дов к причалам) или сезонностью груза (например, продукции сельского хозяйства). Обычно временные порты не имеют больших размеров — это, скорее, пристани. Временные порты, строя­щиеся для обслуживания крупных строек и функционирующие все­го несколько лет, за время своей эксплуатации принимают иногда миллионы тонн грузов.

По отношению к уровню воды морские порты бывают откры­тые и закрытые. Закрытые морские порты располагаются в бас­сейнах, отделенных от моря шлюзами или полушлюзами. Благо­даря этому, на закрытой акватории путем поддержания повышен­ного уровня воды снижается амплитуда приливных колебаний, что значительно удешевляет причальные сооружения и облегчает об­работку судов.

По отношению к международной торговле морские порты раз­деляются на порты мирового, международного и внутреннего зна­чения.

Порты мирового значения являются центрами мировой торгов­ли и принимают суда, плавающие по всем морям и океанам. Пор­ты международного значения принимают суда, плавающие в пре­делах того бассейна, на котором расположен сам порт. Порты внутреннего значения, или каботажные порты, обслуживают внутренние перевозки между портами одной лишь страны.

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Внутренние морские воды: определение понятия

Любое государство на планете, которое омывают те или иные моря, имеет в своем составе внутренние морские воды. А также территориальные воды, которые тоже являются владением государства. В этих зонах устанавливаются свои правила и законы, внешние границы являются границами государств. О том, что это за территории и какие законы в них действуют, будет рассказано в этой статье

Внутренние морские воды: понятие

Это акватория, которая расположилась между побережьем и прямыми исходными линиями. Эти линии нужны, чтобы отмерить внутренние морские воды и произвести отсчет от них полосы территориальных вод. Как именно эти линии проводятся, будет описано ниже по тексту.

Внутренние морские пространства

Какие территории и участки моря относят к внутренним морским водам:

  • Морское пространство в портах, ограниченное линией, которая проходит через те портовые сооружения (в том числе и гидротехнические), расположенные дальше всего от берега.
  • Любое море, которое окружает одно государство со всех сторон. Кроме того, к внутренним морским водам относят полностью окраинные моря, все берега которых расположены в одной стране. Примером может служить Белое море на севере России.
  • Небольшие и мелкие заливы, бухты морей, губы или лиманы, которые образуют реки при впадении в море, берега которых входят в состав территории одной страны, если ширина входа кораблей в них составляет самое большее 24 морские мили. Если же эта величина больше, то для определения внутренних вод внутри заливов от одного берега к другому проводят прямую исходную линию в 24 мили так, чтобы была ограничена максимально большая площадь водного пространства. Из этого правила могут быть и исключения. Оно не применяется к заливам, которые по исторически сложившейся традиции принадлежат тому или иному государству.

Исторические внутренние морские территории

Пример одного из исторических заливов — дальневосточный залив Петра Великого в России. Этот залив распространяется до линии, которая соединяет устье Тюмень-Ула (реки) и мыс Поворотный. Величина входа в него больше чем 24 мили и составляет 102 морские мили.

Статус этого залива был установлен еще в 1901 году и обозначен в правилах рыбного промысла в морских водах, принадлежащих Приамурскому генерал-губернаторству. Также он определен в соглашениях России, а затем и СССР (1907, 1928, 1944 год) с Японией по рыболовству.

Еще один пример – Гудзонов залив, который своей исторической территорий считает Канада. Норвегия претендует, таким образом, на Варангер-фьорд, а Тунис считает своим Габесский залив.

Правовой режим внутренних морских вод

Законы в этих водах устанавливаются по усмотрению государства. Законами прибрежного государства регулируется судоходство и рыболовство, научные изыскания в его внутренних морских водах. Иностранные корабли и суда могут заходить в территориальные воды той или иной страны только с разрешения ее правительства. Исключением может быть захождение судна в чрезвычайных ситуациях вследствие стихийного бедствия или захождение в открытые порты. Обычно без особого разрешения запрещено иностранцам заниматься тем или иным промыслом, научной деятельностью в этих морских водах.

Правовой режим в портах

Морская территория портов тоже входит во внутренние морские воды. Государство, на территории которого расположены эти порты, имеет право контролировать доступ в них и определять порядок пребывания там для судов других стран. Это право подтверждено конвенцией, устанавливающей режим морских портов. Она была подписана в 1923 году в Женеве. В нее входят 40 государств, имеющих внутренние морские воды. Некоторые страны сделали открытый доступ в своих портах для иностранных судов для улучшения и развития отношений и торговли между государствами.

Согласно конвенции 1974 года по охране жизни человека на море, ядерные суда других государств, перед тем как зайти в морской порт, должны предварительно предупредить и предоставить информацию о том, что их заход не несет ядерной угрозы.

Военные корабли, принадлежащие другим странам, для захода в порт должны получить специальное разрешение или приглашение от прибрежного государства. Все суда обязаны соблюдать правила и законы государства, по вопросам санитарного, таможенного и пограничного режимов, портовых сборов. Как правило, страны заключают между собой соглашения и договоры о судоходстве и торговле, устанавливают определенный порядок захода в порт и правовой режим, в том числе и для торговых судов.

Что такое территориальное море

Внутренние морские воды и территориальное море (территориальные воды) отличаются тем, что последнее понятие обозначает полосу в 12 морских миль, простирающуюся от исходной линии вдоль всего побережья.

Отсчет ширины этой полосы ведется от линии берегов, которая образуется во время максимального отлива. В тех местах, где линия берега неровная, изрезанная и имеет множество изгибов, отсчет ведется от прямой исходной линии, которая проходит через определенные точки.

Указанные выше способы отсчета используются в Российской Федерации.

Правовой режим в территориальных водах

Правовой режим имеет свою специфику. Объяснена она тем, что прибрежное государство распространяет на территориальные воды свой суверенитет, но при этом все суда имеют право на мирное прохождение через эти воды. Мирным проходом считается прохождение, которое не нарушает мир, не угрожает безопасности граждан, не нарушает общественный порядок. Тем не менее в пределах этой зоны государство может устанавливать свои законы и правила, регулирующие судоходство. Таким образом оно стремиться сделать прохождение судов безопасным, защитить средства и оборудование навигации, защитить и сохранить экологию морского побережья.

Некоторые участки могут стать вообще закрытыми для судоходства. Иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны соблюдать установленные государством правила, законы и традиции.

Уголовные и гражданские дела

Уголовные и гражданские дела, которые касаются моряков, пребывающих на судне в порту или в территориальных водах прибрежного государства, разрешаются судебными органами этого самого государства. Но чаще всего власти страны воздерживаются от вмешательства, если только совершенные преступления, которые имели место на торговом судне другой страны, не носят тяжкий характер и не наносят вред гражданам прибрежного государства. А также если эти правонарушения не нарушают в государстве общественный порядок и спокойствие, не беспокоят лиц, которые не относятся к экипажу иностранного судна.

Государство может осуществить уголовную юрисдикцию для того, чтобы остановить наркоторговлю. На международном уровне сложились обычаи, что на иностранных суднах распорядок внутри экипажа корабля определяется законами, обычаями и правилами того государства, флаг которого реет над судном.

Облегчение судоходства между государствами

Чтобы международное судоходство было проще и легче, в 1965 году была заключена специальная конвенция. В ней содержатся рекомендованные определенные стандарты, призванные упростить и уменьшить количество формальностей и документов, необходимых для захода судов в порты других государств, пребывания и выхода из них.

Для начала военные корабли, которые пребывают законно в порту другого государства, имеют иммунитет от юрисдикции этого государства. Но это не освобождает их от соблюдения законов и правил, принятых в этой стране, и от следования нормам международного права.

Невоенные корабли, в том числе и морские торговые судна, по исторически сложившейся традиции тоже могли пользоваться иммунитетом от юрисдикции иностранных государств в море. Но после конвенции в Женеве в 1958 году (о территориальных водах, прилежащей зоне и об открытом море) и Конвенции ООН 1982 года о морском праве признается иммунитет только у государственных судов, которые эксплуатируются, не имея коммерческих целей.

Внутренние морские, территориальные воды РФ

В 1998 году вышел Федеральный закон (ФЗ) о внутренних морских водах, территориальных водах и прилежащей зоне. Согласно ему, внутренние воды морей так же как и в других странах, распространяются от исходных линий в сторону берега. К ним относятся водные пространства портов, а также небольшие заливы, морские бухты, лиманы (с величиной входа менее чем 24 мили), исторические заливы и другие морские территории вблизи берегов.

Территориальное море России примыкает либо к берегам, либо к внутренним морским водам государства. Это пояс шириной в 12 миль, отмеряемый от исходных линий, которые указаны в ФЗ. Применимы ко всем островным территориям Российской Федерации границы внутренних морских вод и территориального моря. Прилежащая зона расположена за территориальным морем и уже не входит в территорию РФ.

Таким образом, там, где заканчиваются территориальные воды, проходит граница государства Российская Федерация. На пространство над территориальными водами, морское дно и земными недрами под ним тоже распространяется суверенитет России. При этом мирные корабли других стран могут проходить через территориальное море. Их прохождение через эту водную полосу становится возможным и регулируется, согласно действующему ФЗ и установленным Правилам плавания, в том числе и для военных кораблей, и для других судов некоммерческого назначения.

Военные корабли иных государств могут заходить в эти воды с целью их мирного пересечения по специально разработанным маршрутам без захождения во внутренние морские воды РФ. Для захождения во внутренние воды нужно получить специальное разрешение властей РФ. Это правило не распространяется на корабли, на которых присутствуют главы государств, и те военные судна, которые являются для них сопровождением. Также это правило может не соблюдаться при стихийном бедствии и при заходе во избежание кораблекрушения.