Внутренний займ

Классификация государственных займов

Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.

Сущность таких займов

Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.

Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.

Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.

Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:

  • деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
  • займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
  • государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.

Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:

  • большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
  • займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
  • большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.

Основы классификации

Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.

Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.

Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.

Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.

Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.

Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.

Как разделяются государственные займы в РФ

В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.

Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:

Параметры классификации Виды займов
Валюта заимствования — внешние
— внутренние
Субъект кредитных отношений — федеральные
— муниципальные
Обращение на рынке — рыночные
— нерыночные
Срок погашения — краткосрочные
— среднесрочные
— долгосрочные
Способ определения дохода — с твердым (фиксированным) доходом
— с плавающим (зависящим от рынка) доходом
Обеспеченности займа — залоговые
— беззалоговые
Характер доходности — выигрышные
— процентные
— беспроцентные
— процентно-выигрышные
— беспроигрышные
Право эмиссии — выпушенные центральными властями
— выпущенные республиканскими властями
— выпущенные местными властями
Способ размещения — обращающиеся свободно
— размещаемые по подписке
— принудительные

Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.

По субъектам заемных отношений

Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).

Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.

К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.

К местным органам власти можно отнести администрации районов.

Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.

По виду валюты заимствования

По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.

К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.

К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.

Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.

Какие МФО предоставляют своим клиентам займы на карту мгновенно, круглосуточно и без отказа, узнайте из таблицы в статье: займ на карту мгновенно круглосуточно без отказа.

О максимальной сумме беспроцентного займа между юридическими лицами, можно
.

По сроку привлечения средств

Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.

Выделяют:

  • краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
  • среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.

Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.

На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.

По обеспеченности

По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.

К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.

К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.

Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.

По характеру выплачиваемого дохода

Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:

  • процентные;
  • беспроцентные;
  • процентно-выигрышные;
  • выигрышные;
  • беспроигрышные.

Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.

Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.

Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.

К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.

Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.

Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.

При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.

В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.

По обращению на рынке

Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.

Здесь выделяют:

  • рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
  • нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.

По праву эмиссии

Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:

  • федеральные власти (Правительство РФ);
  • региональные власти
  • власти местного управления.

Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.

Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.

Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.

Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.

Составление претензии по договору займа между физическими лицами, .

Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия

Предыдущая статья: Займ на карту мгновенно круглосуточно без отказа Следующая статья: Материальная выгода по займу

Понятие государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Его специфическими чертами являются:

  • добровольность;
  • возвратность и платность;
  • на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них — противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли

  1. заёмщика,
  2. кредитора
  3. поручителя

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

  1. Наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
  2. Дефицит государственного бюджета;
  3. Усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Формы и виды государственного кредита

Государственные займы являются основной формой государственного кредита

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

Внутренний государственный кредит имеет следующие формы:

  1. Государственные займы (внешние и внутренние);
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы;
  3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
  4. Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
  5. Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.

В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как

  1. централизованный государственный кредит;
  2. и децентрализованный государственный кредит.

В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как

  1. внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
  2. и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).

Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Внутренний государственный кредит

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Внешний (международный) государственный кредит

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:

  1. распределительную,
  2. регулирующую,
  3. контрольную.

1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

Список используемой литературы

  1. АН Азрилиян «Большой экономический словарь». М. Фонд
  2. ГН Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
  3. ВИ Букато » Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
  4. ЮВ Головин «Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики» М.: Финансы и статистика 1999
  5. Ред. ОИ Лаврушин «Банковское дело». М.: Финансы и статистика 2001.
  6. МА Хохленкова «Банк России как орган банковского регулирования и надзора». Банковское дело.- 2002. — № 8.

Государственные займы и обязательства

Виды и классификация государственных займов

Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).

По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.

По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.


Внешний государственный займ

Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.

В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:

  • экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
  • финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
  • валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).

По срокам внешний займ классифицируется на:

  • краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
  • среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
  • долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).

Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:

  • темпов инфляции;
  • срока, на который выдается данная ссуда.

Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:

  • характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
  • отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
  • имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.

Особенности выдачи внешних займов

Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:

  • срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
  • низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.

Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).

В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.

Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):

  • Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
  • Международная финансовая корпорация;
  • Международная ассоциация развития.

Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:

  • Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
  • Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
  • Европейский фонд развития.

Минусы внешнего займа для европейских стран

Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.

Внешнее взаимное кредитование

Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.

В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:

  • Азиатский банк развития;
  • Межамериканский банк развития;
  • Африканский банк развития.

В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.

Страхование и внешний займ

Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.