Внутрихозяйственный контроль

Организация внутрихозяйственного контроля Основными задачами внутрихозяйственного контроля являются предотвращение непроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходования средств, а также повышение эффективности работы структурных подразделений и отдельных работников. Любая, даже самая идеальная система внутрихозяйственного контроля не может полностью исключить злоупотребления и искажение учетной и отчетной информации, все зависит от работников, их честности, порядочности и квалификации. Эта система должна снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий исполнителей. При этом необходимо исходить из того, что любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду организации, т.е. затраты на ее осуществление должны компенсироваться приносимой ею пользой.  

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях его осуществление при условии правильной организации способствует повышению ответственности должностных лиц и работников сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.  
На наш взгляд, такое определение данного риска можно охарактеризовать как в общем приемлемое, но все же неполное. Этот риск во многом определяется спецификой клиента и обусловлен теми его внутренними характеристиками, а также условиями внешней среды, которые иногда невозможно проверить средствами внутрихозяйственного контроля. По сути, это вероятность того, что хозяйственная система не может постоянно находиться на оптимальной траектории своего развития . От этого риска нельзя избавиться в принципе, причем вне зависимости от того, примет или не примет на обслуживание данного конкретного клиента определенная аудиторская организация. Источником этого риска может выступать даже внешняя среда хозяйственной системы еще до организации внутрихозяйственного контроля. Например, неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск новых передовых технологий гораздо выше, чем ординарных общепринятых в данной отрасли, причем предприниматели-последователи нередко поглощают энтузиастов-пионеров и осваивают новую передовую технологию после их банкротства.  
Организация внутрихозяйственного контроля. Среди ее важнейших аспектов можно назвать наличие или отсутствие общего структурированного плана, должностных инструкций. Особо рассматриваются вопросы специального делегирования полномочий -их наличия, соблюдения, эффективности и т.д. В более общем плане организации внутрихозяйственного контроля включает выбор проблем, их описание, обсуждение стратегии и тактики, программ и процедур решения проблемных вопросов.  

В этой главе мы не будем рассматривать все возможные нарушения и внутренние угрозы, с которыми ваша компания может столкнуться. Об этом можно написать отдельную книгу или даже две. Вместо этого давайте в этой главе дадим несколько основных рекомендаций по организации внутрихозяйственного контроля в вашей компании, так же как обратим внимание на несколько деталей, которые влияют на работу финансовой службы. Это будет своего рода отправной точкой, с которой вы начнете строить систему защиты собственности вашей компании. Конечно, компании отличаются друг от друга типом организации и характеров деятельности, но есть два правила, которые действуют для всех компаний без исключения.  
Организация внутрихозяйственного контроля  
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.  
Детальный анализ состава расходов организации, критическая оценка темпов их роста и состояния внутрихозяйственного контроля (по данным первичных и нормативных документов) за затратами, операционными и внереализационными расходами позволят выявить неиспользованные возможности снижения расходов в соответствии с наращиванием темпов роста продаж и активов хозяйствующего субъекта.  
Достижение целей внутрихозяйственного контроля и в первую очередь выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия и его структурных подразделений невозможно без использования широкого арсенала методов, приемов и процедур экономического анализа. Четкая организация внутрихозяйственного анализа позволяет углубить, детализировать отдельные стороны процесса формирования необходимой информации для принятия управленческих решений.  
Так, например, в процессе регулярного исчисления соотношения фактических затрат на определенный объем производства продукции с установленными по нормативу создается в организации реальная информационная база для формирования действенной системы внутрихозяйственного контроля за издержками, которая призвана предупреждать руководство о надвигающейся опасности нерационального расходования ресурсов (средств). Возникающие  
Учетная информация содержит сведения, необходимые для осуществления такой функции управления, как контроль. Так, внутрихозяйственный контроль (аудит) изучает в основном деловые операции с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимизации финансовой политики и достижению качественных результатов ее деятельности. Эффективность функционирования всех видов деятельности организации достигается также путем осуществления контроля хозяйственных процессов.  
Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности хозяйственных операций. Кроме того, документы являются источником получения аудиторских доказательств для внешних аудиторов при проведении ими как обязательных аудиторских проверок, так и инициативных с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных предметом договора между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Документы служат также основанием проведения и источником информации контроля и ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы по определению суда или следственных органов.  
Плановая инвентаризация проводится в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).  
Для обеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразности (финансово-хозяйственной деятельности), а также достоверности учетных и отчетных данных в организации осуществляется внутрихозяйственный контроль  
Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.  
Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), Непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит — это фактический внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.  
Только комплексный подход и учет вышеперечисленных и других условий может обеспечить создание целостной и эффективной системы внутрихозяйственного контроля в организации.  
В соответствии с задачами и в целях организации внутрихозяйственного расчета и контроля, учет  
Сейчас центр тяжести контрольной работы все более перемещается вглубь предприятий, производственных объединений, что предопределяет возрастание роли и значения внутрихозяйственного контроля . В этом отношении возможности работников предприятий гораздо шире, чем представителей вышестоящих и других контролирующих организаций. Ведь никто другой так хорошо не знаком с особенностями деятельности объединений и предприятий, как сами работники. Кроме того, они осуществляют контроль повседневно в ходе производственной и финансово-хозяйственной деятельности, поэтому могут сразу же обнаружить любые отклонения от нормальной деятельности. В этом и заключается преимущество и профилактическое значение внутрихозяйственного контроля, осуществляемого непосредственно на местах. Значительному расширению возможностей внутрихозяйственного контроля способствует также внедрение нормативного метода учета затрат на производство. В этих условиях все более отчетливо вырисовываются возрастающие возможности бухгалтерского контроля, развитию которого в немалой степени способствовало принятие постановления Совета Министров СССР от 11 апреля 1985 г. О дополнительных мерах по совершенствованию бухгалтерского учета в народном хозяйстве , в котором поставлена задача повысить роль специалистов по бухгалтерскому учету в осуществлении контроля за сохранностью социалистической собственности, анализа хозяйственной деятельности и подготовки оперативной информации для принятия решений .  

Излагаются положительные и отрицательные стороны деятельности ревизуемого предприятия по обеспечению сохранности социалистического имущества отражаются нарушения хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, их выдачи и использования, состояние учета бланков строгой отчетности, результаты инвентаризаций приводятся данные о приписках объемов невыполненных работ и их последствиях. Особо выделяются состояние внутрихозяйственного контроля и прежде всего — периодичность и правильность проведения инвентаризаций силами ревизуемого предприятия, организация и порядок осуществления внутрихозяйственного контроля и т. д.  
Возрастающее значение внутрихозяйственного контроля не изменяет роли ревизии, которая и в дальнейшем будет основной формой контроля за деятельностью предприятий и организаций народного хозяйства. Вневедомственным ревизиям, проводимым различными органами, основное внимание целесообразно сконцентрировать на выявлении и устранении условий, способствующих различным нарушениям и недостаткам, на про-  
Главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий в своей деятельности руководствуются Положением о главных бухгалтерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. № 59 . В соответствии с этим Положением главный бухгалтер обеспечивает на каждом предприятии и в организации, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, учет денежных средств, товарно-материальных ценностей, труда и заработной платы, основных средств, а также кредитных и расчетных операций, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, доходов, прибыли, а также составление установленной отчетности. Организует рациональный документооборот и внутрихозяйственный контроль за сохранностью социалистической собственности, рациональным расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Участвует в осуществлении экономического анализа деятельности предприятий и организаций. На главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий распространяется Положение о главных бухгалтерах в части прав и обязанностей по отношению к каждому обслуживаемому предприятию.  
Взаимоотношения централизованной бухгалтерии с обслуживающими предприятиями и организациями регулируются руководством организации, при которой создана централизованная бухгалтерия. Предприятия обеспечивают правильное и своевременное оформление первичной документации, отражающей хозяйственные операции, доставляют ее в централизованную бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота, проводят совместно с учетно-контрольными группами и другими работниками централизованной бухгалтерии инвентаризации и внутрихозяйственный контроль. Кроме того, предприятия представляют централизованной бухгалтерии необходимые для учета и контроля приказы, договоры, сметы, копии планов, нормативы и другие документы.  
Опыт работы централизованных бухгалтерий в течение ряда лет подтвердил прогрессивность этой формы организации учета. Вместе с тем при проведении централизации, как показала практика, возникают отрицательные явления, если нарушается системность организационных принципов. Отказ от создания учетно-контрольных групп или закрепления контролеров для работы непосредственно на предприятиях и в организациях, учет которых централизован, привел к ослаблению внутрихозяйственного контроля, что в свою очередь отрицательно сказалось на обеспечении сохранности социалистической собственности, соблюдении режима экономии, укреплении хозрасчетных отношений.  
Должностные обязанности. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов составлением экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг) расчетами по заработной плате с работниками организации правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений погашением в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам отчислением средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно — материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих документов в следственные и  
В любой организации независимо от типа, размера или формы собственности менеджеры и бухгалтеры обязаны знать все элементы используемой бухгалтерской системы и контроля. Спектр предоставляемых бухгалтерских услуг меняется в зависимости от решаемой задачи. Однако главная их цель — оказание помощи менеджерам в эффективном управлении организацией. Поэтому внутренний аудит, реализуя внутрихозяйственный контроль, является средством снижения риска банкротства предприятия.  
В соответствии с этими задачами и в целях организации внутрихозяйственного расчета и контроля учет затрат на производство осуществляется в следующих разрезах  
Оба варианта сводного учета имеют как достоинства, так и недостатки. Использование полуфабрикатного варианта позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки, улучшать организацию внутрихозяйственного расчета и контроль за процессом формирования себестоимости продукции. Однако этот вариант более трудоемкий, поскольку бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько стадий обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота.  

А. делится на внешний и внутренний. Внутренний А. — это внутрихозяйственный контроль, осуществляемый специализированной службой организации, ревизионной комиссией или отдельными работниками.  
Определенные упущения в организации администрацией своего бизнеса (дела), необходимые выводы о состоянии внутрихозяйственного контроля, некорректности в учете и отчетности, и  
В этой связи рассмотрим организацию внутрихозяйственного бухгалтерского контроля за правильным использованием трудовых ресурсов и фондов заработной платы (фондов оплаты труда) по основным объектам контроля. Проведение бухгалтерского контроля должно базироваться как на применении его специфических приемов и методов, используемых в бухгалтерском учете (метод двойной записи, инвентаризации и др.), так и методов ревизии, экономического анализа, статистических методов и других, основанных на использовании не только учетной, но и другой необходимой экономической информации.  
Взаимная (спровоцированная) небрежность. Аргументы аудиторской организации в свою защиту сводятся к утверждениям ее представителей, что если бы клиент обращал внимание на сделанные ему определенные предупреждения, а тем более, если бы администрация серьезно восприняла сделанные ей в письменной форме рекомендации по устранению недостатков и слабостей, обнаруженных аудиторами в системе внутрихозяйственного контроля клиента, то у администрации появилась бы высокая степень вероятности избежать понесенный ущерб (например, избежать хищений персонала в крупных размерах), Нередко адми-  
Подводя итог проведенному комплексному анализу, следует подчеркнуть, что раскрытые нами аналитические процедуры позволяют получить необходимую информацию для целей упраате-ния. Принятие обоснованного управленческого решения по оптимизации результатов производственной деятельности во многом зависит от ее достоверности и полноты. Поэтому особое значение приобретает четкая организация внутрихозяйственного контроля выпуска продукции, затрат на ее производство и прибыли.  
S. Организация внутрихозяйственного контроля Основными задачами внутрихозяйственного контроля являются предотвращение непроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходования средств, а также повышение эффективности работы структурных подразделений и отдельных работников. Любая, даже самая идеальная система внутрихозяйственного контроля не может полностью исключить злоупотребления и искажение учетной и отчетной информации, все зависит от работников, их честнос-  
Некоторые специалисты утверждают, что система внутреннего контроля хорошо работает только «когда внутрихозяйственный контроль в организации осуществляется службой (специальным отделом) внутреннего аудита» и игнорируется руководством, если «контроль возложен на ревизионную комиссию на общественных началах» , но с этим нельзя в полной мере согласиться, поскольку внутренний аудит — это лишь один из элементов системы внутреннего контроля.  
В зависимости от территориального расположения и величины предприятий и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, создаются учетно-контрольные группы для организации документооборота, оформления и сбора документации, осуществления внутрихозяйственного контроля. Учетно-контрольные группы могут образовываться на каждом предприятии или для нескольких предприятий. Работники этих групп состоят в штате централизованной бухгалтерии. Численность их определяется главным бухгалтером централизованной бухгалтерии. Если объем учетно-коитрольной работы на предприятии может выполнить один работник, то вместо группы устанавливается должность одного контролера.  
Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется органами управления (например, советом директоров) администрацией предприятия специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ1. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций2.  
Аудит — слово латинского происхождения. Этим еловом называют осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги которые оказывает предприятиям аудитор — спе-алнст, проводящий аудиу В англосаксонских странах ауди-сойтролирующий финансовую деятельность компании, а в США — должностное лицо штата или независимой общественной организации, наблюдающее за рациональным расходованием средств. Это понятие известно на Западе более ЛЗйлет, а в России — около 10.  
Итак, предпринимательская несостоятельность аудитора (аудиторской организации) тесно связана с аудиторским риском. Но в конечном счете риск того, что существенные ошибки и другие некорректности не будут обнаружены в бухгалтерской отчетности аудируемого лица ни системой его внутрихозяйственного контроля, ни при детальном использовании аудиторских процедур, переплетается с другими рисками для аудиторских организаций. Многие из них обусловлены субъективными факторами, но можно назвать и объективные с точки зрения отечественных аудиторских организаций  
Информация из первичных документов по поступлению товарно-материальных ценностей — с расходами на их доставку. Данные могут быть проанализированы не только по отдельным поступлениям, но и по всему объему поступления товарно-материальных ценностей за год с применением аналитических процедур. Например, в ОАО Эмальзавод аудитор сопоставил объемы оприходованной за год углекислоты (основное сырье) с тем ее количеством, за доставку которого данное ОАО оплатило услуги различным транспортным организациям, в результате чего получил убедительное свидетельство о крупной, существенной сумме переплат транспортникам. Данное обстоятельство он отразил в письме для администрации и рекомендовал радикально усилить соответствующий участок внутрихозяйственного контроля.  

Внутрихозяйственный финансовый контроль

Тема 6. Негосударственный финансовый контроль

Аудиторное изучение:

Проведение внутрихозяйственного контроля. Правовое положение главного бухгалтера организации. Банковский контроль. Аудиторский (независимый) контроль. Стандарты аудита. Обязательный аудиторский контроль. Аттестация аудиторов. Ответственность аудиторов.

Самостоятельное изучение:

Принципы аудиторской деятельности. Права и обязанности аудитора. Аудиторский риск. Значение аудиторского заключения. Уголовная ответственность аудиторов.

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Система внутреннего контроля осуществляется в организации на средства хозяйствующего субъекта и создается по решению руководства для повышения эффективности управления.

Цель внутреннего финансового контроля – обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов.

Внутрихозяйственный контроль в организации направлен на решение следующихзадач:

обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

соблюдение сбалансированности между активами и обязательствами хозяйствующего субъекта;

соблюдение своевременности и полноты уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды;

выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, включая уменьшение себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг и повышение рентабельности производства;

обеспечение должного уровня полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления, в том числе в области налогообложения организаций, относящихся к различным организационно-правовым формам, и др.

К функциям внутреннего финансового контроля часто относят оперативную, защитную, регулятивную (упорядочивающая), информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях наиболее существенна, так как именно внутренний финансовый контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий, прежде всего применения мер юридической ответственности. Например, оценка законности и целесообразности на стадии зарождения операций позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативных документов и целям деятельности организации.

Обязательность проведения внутрихозяйственного контроля в организации установлена в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (вступает в силу 01.01.2013).

В п. 1 ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете» дано законодательное определение понятия

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Статья 8. Учетная политика

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение:

объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;

основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении и только в рублях (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).

В соответствии с названым законом ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. При этом руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Кроме того, в организации принимается учетная политика (утверждается приказом руководителя), которая должна содержать:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике организации производятся либо в случае изменения нормативных актов по бухгалтерскому учету, либо разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности организации. Причем изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Если руководитель организации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, то главный бухгалтер (или бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется не­посредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказам он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денеж­ными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства счи­таются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за ис­ключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых, определяются отдельными указаниями Министерства финансов РФ). В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первич­ные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правовое положение главного бухгалтера установлено Постановлением Совета министров СССР от 24.01.1980 № 59 (с изм. от 17.04.2002) «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышения его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Так, на главного бухгалтера возложена обязанность осуществлять контроль:

а) за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

б) за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

в) за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

г) за своевременным взысканием дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

д) за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

При наличии в составе организации самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера также возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций. Более того, главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер.

Руководители и главные бухгалтеры организаций в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов управления финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта финансового менеджмента.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций п л а т н ы е. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой финансовый контроль?

2. Назовите органы, осуществляющие финансовый контроль.

3. В чем заключаются задачи государственного финансового контроля?

4. Охарактеризуйте виды и формы финансового контроля.

5. Расскажите о методах проведения финансового контроля.

6. Расскажите об основных задачах аудиторского контроля.

Глава 6. Финансы коммерческих