Воинская обязанность

Обязанности граждан по воинскому учету

  • Что такое воинская обязанность
  • Воинский учет
  • Подготовка граждан к военной службе
  • Основные обязанности граждан по воинскому чету
  • Воинская обязанность призывников

Основные обязанности граждан по воинскому учету закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действующей по состоянию на 2017 год).

Что включает в себя воинская обязанность

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только при наличии оснований, закрепленным в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Законодательством предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Воинский учет

Граждане по достижению возраста 17 лет обязаны состоять на воинском учете. Выделены категории граждан, которые не подлежат постановке на воинским учет. К ним относятся:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Постановка граждан на воинский учет осуществляется по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

Подготовка граждан к военной службе

Законодательством предусмотрена обязательная и добровольная подготовка граждан к несению военной службы.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование;

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);

обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные обязанности граждан по воинскому чету:

  1. Граждане должны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, они привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 рублей.
  2. При исключении лиц из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
  3. Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  4. Явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
  5. Бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
  6. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

Воинская обязанность призывников

Призывники, не пребывающие в запасе, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестка вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Более подробно о видах повесток и ответственности за неявку в военкомат по повестке читайте по ссылке.

Об административной и уголовной ответственности за уклонение от призыва читайте в соответствующей статье.

4.5. Основные понятия о воинской обязанности.

4.5. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Правовой основой воинской обязанности и военной служ­бы в Российской Федерации являются Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанно­сти и военной службе», Федеральный закон «О статусе воен­нослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие фе­деральные законы и иные нормативные правовые акты РФ н области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Рос­сийской Федерации, в которых подробно определяется сово­купность прав, свобод, обязанностей и ответственности воен­нослужащих, система воинского учета и подготовки граждан к военной службе, четко оговариваются вопросы призыва на военную службу, поступления на службу по контракту и про­хождения военной службе в запасе.

Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества яв­ляется долгом и обязанностью гражданина Российской Фе­дерации.

В Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

принятый 28 марта 1998 г., неоднократно вносились изменения; последние изменения приняты 1 декабря 2011 г. (№ 376 ФЗ). Этот закон, а также закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (с изменениями на 12.12.2011 г., № 318 ФЗ) осуществляют правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражда­нами Российской Федерации конституционного долга и обя­занности по защите Отечества.

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сбо­ров в период пребывания в запасе.

Воинский учет — это составная часть воинской обязан­ности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане муж­ского пола, достигшие призывного возраста, а также воен­нообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

  • освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  • проходящие военную службу или альтернативную граж­данскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;

  • лица женского пола, не имеющие военно-учетной спе­циальности или категории воинского учета, указываю­щей военную специальность (получаются при оконча­нии определенного образовательного учреждения);

  • граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государ­ства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным составом.

Воинский учет граждан Российской Федерации осущест­вляется по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, пер­вичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Закон определяет, что в документах по воинскому учету должны содержаться следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя, отчество;

  • дата рождения;

  • место жительства;

  • семейное положение;

  • образование;

  • место работы;

  • годность к военной службе по состоянию здоровья;

  • профессиональная пригодность к подготовке по военно- учетным специальностям и к военной службе на воин­ских должностях;

  • основные антропометрические данные: рост, вес, окруж­ность грудной клетки, мышечная сила кисти, жизнен­ная емкость легких (спирография);

  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

  • прохождение военных сборов;

  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

  • владение иностранными языками;

  • наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

  • возбуждение или прекращение в отношении граждани­на уголовного дела;

  • наличие судимости;

  • сведения о бронировании гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобили­зации и в военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граж­дан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста 17 лет (это мероприятие проводится с января по март включительно). Первоначальную постановку на воин­ский учет осуществляет специальная комиссия по постанов­ке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специ­альности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в тече­ние всего календарного года.

Медицинское освидетельствование граждан при перво­начальной постановке на воинский учет проводят врачи- специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходи­мости (по направлению военкомата) — врачи других спе­циальностей.

На основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет допризывник может быть направлен в ме­дицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо для лечения заболевания. В настоящее время прорабатывается вопрос о том, чтобы обследование проводилось в военных гос­питалях.

В случае если допризывник или юноша призывного воз­раста нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от ше­сти до двенадцати месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) необходимо пройти повторное осви­детельствование.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничения­ми, определяется показатель предназначения для прохожде­ния военной службы.

По результатам профессионального психологического от­бора, проводимого при первоначальной постановке на воин­ский учет, гражданам могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебные заведения Министерства оборо­ны РФ. Выявляются также качества, необходимые для служ­бы в определенных районах.

После выполнения всех мероприятий, связанных с пер­воначальной постановкой на воинский учет, председатель комиссии (или по поручению председателя — секретарь ко­миссии) обязан сообщить допризывнику решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету. Допри­зывнику выдается Удостоверение гражданина, подлежа­щего призыву на военную службу. С этого момента статус допризывника меняется: он сможет осуществить свою кон­ституционную обязанность, связанную со службой в ар­мии.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в во­енном комиссариате, а в населенном пункте, где нет во­енных комиссариатов, — в органах местного самоуправ­ления;

  • явиться в установленное время и место по вызову (по­вестке) в военный комиссариат или иной орган, осу­ществляющий воинский учет, по месту жительства или места временного пребывания;

  • при увольнении с военной службы в запас Вооружен­ных сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня ис­ключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляю­щий воинский учет, по месту жительства для поста­новки на учет;

  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссари­ат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жи­тельства, место временного пребывания или при возвра­щении в Российскую Федерацию;

  • бережно хранить военный билет, а также Удостовере­ние гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

  • в случае утраты указанных документов следует в двух­недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для реше­ния вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, вы­езжающие в период проведения призыва с места жительства на срок более трех месяцев, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

В период мобилизации, военного положения, а также в во­енное время воинская обязанность определяется соответству­ющими законами и нормативно-правовыми актами Россий­ской Федерации.

Мобилизация — это комплекс мероприятий по перево­ду на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение— это особый правовой режим

в стране или отдельной ее части, устанавливаемый ре­шением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах; выражается в расширении полномочий военных властей и возложении на граждан ряда допол­нительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время — это период фактического нахождения государства в состоянии войны; характеризуется суще­ственными изменениями во всех сферах жизни госу­дарства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Пре­зидент РФ, являясь Верховным главнокомандующим, в слу­чае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против государства, а также в случае возникновения вооруженных конфликтов в той или иной части Федерации объявляет об­щую или частичную мобилизацию, вводит на территории стра­ны или в отдельных ее местностях военное положение и отда­ет приказ о ведении военных действий. В этом случае преду­сматривается призыв на военную службу по мобилизации.

Одной из составляющих воинской обязанности является обязательная подготовка граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

  • военно-патриотическое воспитание;

  • получение начальных знаний в области обороны;

  • подготовку по основам военной службы в государствен­ных, муниципальных или негосударственных образова­тельных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, образовательных учреждениях начального про­фессионального и среднего профессионального образо­вания и на учебных пунктах организаций;

  • подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению воен­ного комиссариата;

  • медицинское освидетельствование и медицинское обсле­дование;

  • проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Условно обязательную подготовку граждан к военной службе можно разделить на два периода.

Первый период — подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Второй период — подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете (до мо­мента отправки со сборного пункта к месту прохождения во­енной службы).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужско­го пола в возрасте от 18 до 27 лет.

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: со­вершенствование физических качеств; выработка необходи­мых психологических качеств, умения работать в коллекти­ве и малых группах; определение индивидуальных наклон­ностей и возможностей; первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период юноши получают начальные знания в области обороны.

Подготовка граждан призывного возраста строится с уче­том рекомендаций по результатам профессионального психо­логического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен развить в себе необходимые Качества, характерные для вы- бранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами воен­ной службы по призыву (контракту), узнать о требованиях к уровню здоровья при службе в определенных войсках. Важ­но спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к будущей службе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «воинская обязанность»?

2. Что составляет правовую основу воинской обязанности и воен­ной службы в Российской Федерации?

3. Что предусматривает воинская обязанность?

4. Какие категории граждан должны состоять на воинском учете?

5. Как осуществляется воинский учет граждан в Российской Фе­дерации?

6. Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

7. Что такое мобилизация, какие виды мобилизации различают и в каких случаях она объявляется?

8. Что предусматривает обязательная подготовка граждан к воен­ной службе?

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 28 марта 1998 года N 53-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ, от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 09.03.2010 N 18-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 11.03.2010 N 28-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 29.11.2010 N 319-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.06.2011 N 167-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 01.12.2011 N 375-ФЗ, от 01.12.2011 N 376-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 111-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 02.04.2014 N 64-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 14.10.2014 N 302-ФЗ, от 01.12.2014 N 414-ФЗ, от 01.12.2014 N 415-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 22.12.2014 N 433-ФЗ, от 30.03.2015 N 58-ФЗ, от 20.04.2015 N 104-ФЗ, от 02.05.2015 N 125-ФЗ, от 29.06.2015 N 172-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 274-ФЗ, от 15.02.2016 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 22.02.2017 N 19-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ, от 01.05.2017 N 91-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 27.11.2017 N 357-ФЗ, от 20.12.2017 N 415-ФЗ, от 29.12.2017 N 444-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ, от 05.02.2018 N 10-ФЗ, от 07.03.2018 N 55-ФЗ, от 27.06.2018 N 166-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 28.11.2018 N 445-ФЗ, от 18.12.2018 N 470-ФЗ, от 27.12.2018 N 551-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 18.03.2019 N 39-ФЗ, от 01.05.2019 N 98-ФЗ, от 29.05.2019 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 01.04.2020 N 80-ФЗ, от 01.04.2020 N 81-ФЗ, с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П, от 21.03.2013 N 6-П, от 17.04.2018 N 15-П, от 22.05.2018 N 19-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Воинская обязанность
    • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
    • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
    • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
    • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
    • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
    • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
    • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
    • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
  • Раздел VI. Военная служба
    • Статья 36. Прохождение военной службы
    • Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
    • Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
    • Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
    • Статья 40. Военная присяга и обязательство
    • Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
    • Статья 42. Воинские должности
    • Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
    • Статья 44. Перевод военнослужащих
    • Статья 45. Приостановление военной службы
    • Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
    • Статья 47. Присвоение воинских званий
    • Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
    • Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
  • Раздел VII. Увольнение с военной службы
    • Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
    • Статья 51. Основания увольнения с военной службы
    • Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
  • Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации
    • Статья 51.2. Запас
    • Статья 52. Зачисление в запас
    • Статья 53. Состав запаса
    • Статья 54. Военные сборы
    • Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
    • Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
    • Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
  • Раздел VIII.1. Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
    • Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
    • Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
    • Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
    • Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
    • Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
    • Статья 57.6. Пребывание в резерве
    • Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
    • Статья 57.8. Основания исключения из резерва
  • Раздел IX. Заключительные положения
    • Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
    • Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации
    • Статья 59. Утратила силу
    • Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
    • Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
    • Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
    • Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Воинская обязанность и военная служба

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.
Какая-либо замена одного гражданина другим для исполнения воинской обязанности не допускается.
Воинская обязанность граждан РФ реализуется путем:

  • воинского учета;
  • обязательной подготовки граждан к военной службе;
  • призыва на военную службу;
  • прохождения военной службы по призыву;
  • пребывания в запасе;
  • призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

Военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

  • участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
  • исполнения должностных обязанностей;
  • несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде;
  • участия в учениях или походах кораблей;
  • выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
  • нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
  • нахождения в служебной командировке;
  • нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
  • следования к месту военной службы и обратно;
  • прохождения военных сборов;
  • нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
  • безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
  • защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
  • оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
  • участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

В периоды мобилизации, военного положения и военного времени воинская обязанность предусматривает:

  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы;
  • военное обучение.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом.

Военная служба является особым видом федеральной государственной службы в:

  • Вооруженных Силах РФ;
  • пограничных войсках;
  • внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ;
  • войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;
  • Службе внешней разведки РФ;
  • органах Федеральной службы безопасности;
  • федеральном органе специальной связи и информации;
  • федеральных органах государственной охраны;
  • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС;
  • создаваемых на военное время специальных формированиях;
  • других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане проходят военную службу:

  • российские — по призыву или по контракту (добровольно);
  • иностранные — по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

Вооруженные Силы РФ комплектуются также гражданским персоналом, а для мобилизационного развертывания создается запас военнообученных людских ресурсов.

Предыдущая
глава

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

— воинский учет;

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

— освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность – категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);

— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет позволяет определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

— состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления;

— являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

— при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

— сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

— бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Она предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;

— подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

— военно-патриотическое воспитание;

— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

— медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

В это время призывнику следует более детально ознакомиться с основами военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. Уяснив требования к своей военной специальности, призывник должен спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по предназначенной воинской специальности.

Воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические.

Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

— занятия военно-прикладными видами спорта;

— обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

— обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Правовые основы военной службы.

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества.

Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, повседневную боевую подготовку. Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба имеет ряд существенных отличий от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым военнослужащим военной присяги.

Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. В соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие.

Оно заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать приказы в соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение командиру и неисполнение его приказа является воинским преступлением.

По своему служебному положению одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.

Исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентировано Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, способы ведения боевых действий и принципы использования войск регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские.

Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн и уровня технического оснащения. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.

В соответствии с российским законодательством граждане, впервые поступившие на военную службу приводятся к Военной присягеКаждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст:

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

После прочтения текста военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на место в строю.

После принятия присяги военнослужащий обретает в полном объеме служебные права, и на него в полной мере распространяется исполнение служебных обязанностей.

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год на основании указов Президента Российской Федерации:

— весной – с 1 апреля по 30 июня;

— осень – с 1 октября по 31 декабря.

Граждане, проживающие в отдаленных районах Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня, а проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники образовательных учреждений призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста. Призыв организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Осуществляет призыв призывная комиссия.

При принятии решения о призыве гражданина на военную службу эта комиссия руководствуется заключением специалистов по результатам медицинского освидетельствования о годности граждан к военной службе по установленным категориям. По данным медицинского освидетельствования граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, как правило, не направляются для прохождения службы в Воздушно-десантные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ, на службу в спецсооружения и на ряд отдельных военно-учетных специальностей.

Организация военной службы по контракту – это одно из направлений реформирования Российской армии. Это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны Российской Федерации и обязуется проходить военную службу на определенных условиях.

Условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного срока, добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, определенные законодательными и иными нормативными правовыми актами государства. Условия контракта также предусматривают соблюдение прав гражданина, членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:

— военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев;

— граждане, пребывающие в запасе;

— граждане мужского пола, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и не пребывающие в запасе;

— граждане женского пола, не пребывающие в запасе. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих – воинскими частями.