Волевой акт и его структура

Термин воля в психологии. Структура волевого акта

Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.

Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.

Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

  • Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
  • Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
  • Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
  • Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
  • Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
  • При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
  • Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Свобода воли и личностная ответственность

Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.

Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.

Волевые действия необходимы в случае появления трудностей в достижении цели. При этом очень важно понять суть возникшей проблемы.

Воля помогает регулировать все психические функции человека, а его развитие определяется способностью человека к волевому контролю.

Общество отмечает, что человек является свободным и может выстраивать свою жизнь так, как ему хочется. Однако, по сути, возможности людей ограничены, а само общество основано на индивидуальном соперничестве.

Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.

Структура волевого акта

  1. Побуждение и постановка цели.
  2. Обсуждение и борьба мотивов.
  3. Решение.
  4. Выполнение.

Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Переживание волевого действия субъектом

Основные компоненты субъективного переживания выделяет психолог Д.Н.Узнадзе, их три. В акте воли на индивидуальное «Я» человек смотрит объективно (явление объективизации). Происходит «выпадение» субъекта из повседневного существования и оценка им самого себя, мотивов своих действий со стороны. Например, настала необходимость признать, то что вы были не правы. Для этого нужно сопоставить себя и свою деятельность, на какое-то время отстранившись от слитного существования субъекта и действия. Вы внутренне соглашаетесь с тем, что допустили ошибку, а потом уже выражаете это во внешнем поведении. То есть, можно утверждать, что волевой акт — это особое состояние сознания. Воля по своей сути имеет перспективный характер, она всегда направлена вперед, в будущее. Совершая волевой акт, человек не думает о настоящем, он анализирует то, что будет после совершенного им действия. Каким станет будущее, если он сделает или не сделает нечто. Воля способна переживать активные стадии «Я». Например, чувство жажды. Человек незамедлительно совершает действия: встает, наливает воду, пьет. Здесь не присутствует субъективное разделение человека и ситуации, нет ориентации на будущее, нет активности личности. Это импульсивное поведение, здесь происходит переживание самой потребности, активное «Я» не включается.

Замечание 1

Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.

Различия между волевым и произвольным действием

Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.

Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Психологическая структура волевого акта.

С чего же начинается волевое действие (рис. 1)? Конечно, с осознанного понимания того, чего индивид хочет и чего он должен добиться. При ясном осознании цели и мо­тива, ее вызывающего, стремление к цели принято называть желанием. Желание — осознанно, влечение — неосознанно (чего-то хочется, чего-то не хватает, но что именно – не понятно).

Принятие решения действовать

БОРЬБА МОТИВОВ

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ

Внутреннее волевое

действие

Внешнее исполнение волевого действия

Рис. 1. Психологическая структура волевого акта.

Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, при этом отчетливо осознаются воз­можные пути и средства достижения цели. При формировании цели особую роль играет , которая ставится, характер цели и ее значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть ею вызвано. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких побуждений к деятельности, называют борь­бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действо­вать в определенном направлении, обсуждение того, как именно действовать. За­ключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключа­ющееся в выборе цели и способа действия: человек решает действовать в опре­деленном направлении, отдавая предпочтение конкретным целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы созна­ния, сущностью воли считают исполнение принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъек­тивных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека. Таким образом, волевое действие имеет следующие ступени:

1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.

2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.

План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – это состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилиза­цию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительными затратами энергии. Этот заключительный этап волевого действия может в одних случаях проявляться во внешним действии, в других случаях заключаться в отказе от внешнего действия, такое проявление называют внутренним волевым действием.

В различных условиях волевые усилия будут различаться по интенсивности. Помимо ситуатив­ных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий:

1. мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира;

2. мо­ральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути в соответствии с принятым решением;

3. уровень самоуправления и самоорга­низации личности и др.

Воля человека характеризуется определенными качествами:

1. Сила воли — умение преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Проявлением силы воли являются выдержка и самообладание, которые выражаются в недопущении импульсивных и необду­манных действий, в умении владеть собой, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представ­ляется неразумным или неправильным.

2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личнос­ти на достижение определенного результата деятельности. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться определен­ными принципами, и целеустремленность оперативную, заключающу­юся в умении ставить ясные цели и не отвлекаться от них в процессе выполнения.

3. Инициативность — способность действовать с целью реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой цели может только самостоятельный человек.

4. Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению постав­ленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения окружающих, действовать на основе своих взглядов и убеждений, вно­ся в свои действия коррективы.

5. Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Для решительных людей ха­рактерен быстрый и энергичный переход от выбора необходимых действий к са­мим действиям.

От решительности как позитивного волевого качества необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Торопливость в принятии решения та­ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня­тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

6. Последовательность. У последовательного человека все поступки вытекают из единого руководяще­го принципа, которому подчинено все второстепенное и побочное. Последователь­ность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со­вершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2

Структура волевого акта (схема)

— Побуждение к совершению действия

— желание (влечение)

— осмысление цели деятельности

— принятие решения (борьба мотивов)

— волевое усилие

— внутреннее волевое действие (воздержание себя от како­го-то поступка)

— внешнее волевое действие (активная деятельность по дости­жению цели)

Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также пре­пятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, пережи-

ваемого в ходе их выполнения.

Принято различать простые и сложные волевые действия.

Простые имеют два звена — постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев.

В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена — осознание цели, планирование и исполнение.

Рассмотрим сложное волевое действие, с тем чтобы уяснить пси­хологическую сущность воли человека.

Осознание цели.

Влечение — желание — борьба мотивов — принятие решения.

Зарождающаяся дотребность отражается в сознании человека в ви­де смутного, неясного влечения.

По мере возрастания потребности и осознания ее влечение прев­ращается в желание. Желать чего-либо-это значит быть в состоянии выразить (написать, сказать кому-либо или самому себе), что именно беспокоит, какая испытывается нужда и чем можно ее удов-

летворить.

После соответствующей оценки желание превращается в мотив поведения, а затем в цель.

Нередко сталкиваются несовместимые мотивы.

Борьба мотивов и связанное с ней напряжение особенно обост­ряются в тех случаях, когда приходится выбирать между доводами разума и чувством. Особенно остро протекает борьба мотивов и принятие решений в конфликтных ситуациях, возникающих на пере­ломных этапах жизни человека.

В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения.

После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов.

Планирование.

За принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.

При выборе средств возможны трудности. Они возникают из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представля­ются простыми, но не соответствующими моральным нормам, наносят ущерб другим людям. С другой стороны, иные пути могут быть труд­ными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат эти­ческим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.

Исполнение.

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий, которые могут быть внешними и внутрен­ними.

Человек либо последовательно движется к цели путем поддержа­ния волевого усилия, либо отказыватся от практической деятель­ности, отказом от волевого усилия, а в конечном счете — от цели. Отказ от практической деятельности не всегда является показате­лем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели

из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напря же­нием или приостанавливает практическую деятельность без доста­точно веских причин — это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя.

ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

К волевым свойствам личности относятся следующие: Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать

общественно значимые цели).

Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения).

Раздвоенность мыслей, чувств-характерная особенность нереши­тельного человека. У него не хватает сил побороть противоречивые

мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не про­думав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намечен­ной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно нас­тойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собс­твенные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие дости­жению цели).

Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять приня­тые решения).

Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость.

Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной ини­циативе начать и закончить более или менее сложное волевое дейс­твие; Они проявляют активность в том случае, если получают ука­зания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в зна­чительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли.

Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными.

Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности.

Первостепенное значение в развитии воли и формировании во­левых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

Тема 7

Л- 8. Температмент и характер

1. Понятие о темпераменте.

2. Краткая х-ка темпераментов (по И.П.Павлову):

3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками лич­ности.

4. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.

1. Понятие о темпераменте.

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Под темпераментом понимаются природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Т. (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт) — х-ка индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Ведущими компонентами т. являются:

— общая психическая активность индивида (стремление личнос­ти к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внеш­ней действительности; она колеблется от вялости, инертности, со­зерцательности — до энергичности, стремительности действий, пос­тоянного подъема);

— двигательный (моторный компонент ( быстрота, резкость, ритм, сила, амплитуда иышечных движений и особенностей речи);

— эмоциональность ( х-ся особенностями возникновения, про­текания и прекращения разнообразных эмоций); к ней в первую оче­редь относятся впечатлительность (эмоциональная чувствитель­ность), импульсивность (быстрота возникновения и проявления эмо­ций без взвешивания их последствий) и эмоциаональная лабильность (скорость переключения с одного вида переживаний на другие).

Особенности т.:

— обусловлен биологической организацией индивида;

— влияет на х-р психических проявлений индивида (эмоцио­нальные проявления, мыслительные процессы, темп и ритм речи);

— от т. не зависят социально обусловленные х-ки человека (интересы, установки, увлечения).

Учение о темпераменте.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. . Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент че­ловека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент проис­ходит от слова chole (желчь), сангвинический-от sanguis (кровь), флегматический — от phlegma (слизь), меланхолический — от melan chole (черная желчь).

Конституциональные типологии (зависимость темперамента от х-ра телосложения):

— Э.Кречмер (его учение приобрело особую популярность в Ев-

Ропе).

— У.Шелдон (его учение было популярно в США).

Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1786;