Выборные должностные лица

Местное самоуправление

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Типы организации местного самоуправления

По количеству уровней выборных местных органов

По типу устава:

  • с преобладающими полномочиями совета, в этом случае глава исполнительного органа обычно избирается советом, реже населением, при этом сам исполнительный орган может являться коллегиальным (Италия, Испания, Греция, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Польша, Чехия, земля Гессен в Германии, Сербия, Нидерланды, Бельгия, Россия в 1864—1918 гг. и 1936—1989 гг., Югославия в 1921—1963 гг., ГДР в 1949—1990 гг., Румыния в 1945—1990 гг., Венгрия в 1949—1989 гг., ДВР в 1920—1922 гг., Болгария в 1945—1990 гг.);
  • с преобладающими полномочиями главы исполнительного органа, в этом случае глава исполнительного органа избирается населением и в большинстве случаев является единоначальным (Франция, Румыния, Дания, Германия, Австрия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Венгрия, Финляндия, Болгария, Хорватия, Великобритания, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва, Россия).

По типу соотношения с назначаемыми представителями центральной власти:

  • назначаемые представители центральной власти отсутствуют, а их функции исполняют выборные органы местного самоуправления (Германия, Польша, Чехия, Словакия, Нидерланды, Бельгия, Испания, Венгрия, США, Россия в 1937—1993 гг., Чехословакия в 1945—1992 гг., ГДР в 1949—1990 гг., Румыния в 1945—1990 гг., ДВР в 1920—1922 гг., Болгария в 1945—1990 гг.);
  • назначаемые представители центральной власти сочетаются с выборными органами местного самоуправления (Италия, Франция, Румыния, Австрия, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Украина, Беларусь, Россия в 1864—1918 гг.);
  • назначаемые представители центральной власти заменяют органы местного самоуправления на уровнях более крупных местных единиц (Болгария, Исландия, Финляндия, Сербия, Россия в 1997—2006 гг.)

Теория местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

В России

Основная статья: Местное самоуправление в России

История

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы — губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией РСФСР 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Правовые основы

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства. Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Конституционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутатов
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы.

Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 7 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:

  • городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
    • внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учётом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

Правовые акты и литература

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с последними изменениями на сайте КонсультантПлюс

Журналы

  • Интернет-журнал «Проблемы местного самоуправления»
  • Журнал «Управа»
  • Российский журнал «Муниципалитет»
  • Журнал «Конституционное и муниципальное право»
  • Журнал «Государственная власть и местное самоуправление»
  • Журнал «Муниципальная власть»
  • Журнал «Муниципальное имущество: экономика, право, управление»
  • Felix Böllmann: Formalprivatisierung kommunaler Aufgabenerfüllung und Transformation — Rechtsökonomische Analyse am Beispiel Russlands und Ostdeutschlands, Leipziger Universitätsverlag, Leipzig 2007, ISBN 978-3-86583-169-9

См. также

  • Европейская хартия местного самоуправления
  • Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления

Примечания

Ссылки

  • Зарубежный опыт организации местного самоуправления
  • К вопросу о местном и региональном самоуправлении в Украине

Местное самоуправление в России

  • Общероссийский Конгресс муниципальных образований
  • Институт муниципального развития
  • Центр правовой поддержки местного самоуправления
  • «Энциклопедия Местного Самоуправления»
  • Всероссийский совет местного самоуправления
  • Научно-образовательный Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Совет муниципальных образований города Москвы
  • Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе — статья д.э.н., профессора Адукова
  • Всероссийское информационное агентство «Местное самоуправление»
  • Политологи об «охоте на мэров»: «Все понимают, что такое политический заказ»
  • «Охота на мэров» — явление, давно описанное политологами

Для улучшения этой статьи по праву желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить информацию для других стран и регионов.

Вопрос

Какой статус у заместителя председателя представительного органа муниципального образования? Является ли он должностным лицом местного самоуправления?

Ответ

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, — это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Обращаем внимание, что использованная в данном определении формулировка «действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса» относится исключительно к избирательной комиссии.

Ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новым понятием «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования».

Учитывая положения ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, заместитель председателя представительного органа муниципального образования является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

Что касается вопроса, является ли заместитель председателя представительного органа муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, необходимо отметить следующее.

Должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Под определение должностного лица местного самоуправления подпадают глава муниципального образования, глава местной администрации, назначенный по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, председатель представительного органа муниципального образования. Их заместители, а также иные лица могут являться должностными лицами местного самоуправления, однако только в том случае, когда муниципальными правовыми актами они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве (с изменениями на 4 июля 2007 года) (утратил силу с 26.12.2009 на основании закона города Москвы от 25.11.2009 N 9)

О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 25 февраля 2004 года N 10

О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и иными законами города Москвы определяет права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий (преамбула в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2006 года Законом Москвы от 25 января 2006 года N 6.

Статья 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или из состава органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (часть в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2006 года Законом Москвы от 25 января 2006 года N 6.

2. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:
1) Руководитель муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и представляющее муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, государственными органами, организациями и гражданами (пункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2006 года Законом Москвы от 25 января 2006 года N 6;
2) Председатель муниципального Собрания — выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее муниципальное Собрание, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией;
3) иное выборное должностное лицо местного самоуправления — выборное должностное лицо местного самоуправления с определенными уставом муниципального образования полномочиями, а также член выборного органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах, за исключением депутатов муниципального Собрания.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования в городе Москве.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления

1. Для целей настоящего Закона под статусом выборного должностного лица местного самоуправления понимается совокупность прав, обязанностей и гарантий при осуществлении деятельности выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. На выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления не является муниципальным служащим муниципальной службы.

Статья 3. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

2. Решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборному должностному лицу местного самоуправления, избранному после вступления в силу соответствующего решения.

Статья 4. Осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Руководителя муниципального образования.

3. Полномочия Председателя муниципального Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва.

4. Полномочия иных выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы соответствующего выборного органа местного самоуправления нового состава.

5. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на период его отсутствия в случаях отпуска, командировки, болезни, досрочного прекращения полномочий могут быть возложены решением муниципального Собрания на депутата муниципального Собрания.

Статья 5. Основания для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления досрочно прекращаются в случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
10) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования, кроме случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях:
1) отрешения от должности в соответствии с федеральным законодательством;
2) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Руководителя муниципального образования.

3. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица оформляется решением муниципального Собрания.

Статья 6. Права выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления при осуществлении своих полномочий имеет право на:
1) организационно-техническое обеспечение его деятельности;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, использование нормативной базы по городу Москве;
3) посещение в установленном порядке расположенных на территории муниципального образования организаций независимо от форм их собственности;
4) выезды в служебные командировки в установленном законодательством порядке в соответствии с предоставленными полномочиями;
5) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, связанных с исполнением им полномочий;
6) подготовку и внесение проектов нормативных правовых актов в представительный орган местного самоуправления.

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления может иметь другие права, предусмотренные уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 7. Обязанности выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления в пределах своих полномочий обязано:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы и устав муниципального образования;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) исполнять решения органов местного самоуправления;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, руководителей общественных объединений, организаций, государственных органов и их должностных лиц, принимать по ним решения;

5) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы со служебной информацией и документами;

6) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Статья 8. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы (статья в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.

Статья 9. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, помимо ограничений, установленных статьей 8 настоящего Закона, не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2007 года Законом Москвы от 4 июля 2007 года N 27;
2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если ему не поручено в порядке, установленном уставом муниципального образования, участие (на безвозмездной основе) в органе управления коммерческой организации, имеющей в уставном капитале долю средств, находящихся в собственности муниципального образования;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве выборного должностного лица;
6) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации и иностранных государств, а также органов государственной власти города Москвы с государственными органами иностранных государств, международными и некоммерческими иностранными организациями;
7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с исполнением им должностных обязанностей;
8) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законодательством;
9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 30 июля 2007 года Законом Москвы от 4 июля 2007 года N 27).

2. Иные ограничения, связанные с осуществлением выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования.

Статья 10. Гарантии и компенсации выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируется:
1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней. По желанию выборного должностного лица оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной из частей предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней;
2) предоставление ежегодно бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
3) пункт исключен с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.;
4) медицинское обслуживание выборного должностного лица местного самоуправления и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию при наличии стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени;
5) страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий;
6) выплата в размере десяти ежемесячных денежных вознаграждений при прекращении исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в связи с выходом на пенсию, в том числе по инвалидности независимо от возраста. Данная выплата производится один раз, независимо от избрания его вновь выборным должностным лицом местного самоуправления, от поступления на муниципальную службу, а также на государственную службу или замещения государственной должности города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42;
7) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при достижении 50 лет и далее каждые 5 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2006 года Законом Москвы от 25 января 2006 года N 6;
8) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий;

9) пункт исключен с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.;
10) пенсионное обеспечение, а также в случае смерти выборного должностного лица местного самоуправления, наступившей в связи с осуществлением этим лицом своих полномочий, пенсионное обеспечение членов его семьи в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством;
11) ежемесячная доплата к пенсии по старости или инвалидности III или II степени, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Доплата к пенсии устанавливается при условии увольнения в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 12,5 года у мужчин и не менее 10 лет у женщин. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления от 1 года до 4 лет включительно доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,22 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления свыше 4 лет доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,27 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. В случае установления пенсии по инвалидности III или II степени в период исполнения полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления в городе Москве доплата к пенсии устанавливается в максимальном размере независимо от продолжительности исполнения им полномочий. Ежемесячная доплата к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке денежного вознаграждения или изменении размера назначенной пенсии. Максимальный размер суммы пенсии и доплаты выборного должностного лица не может превышать максимально возможного размера суммы пенсии и доплаты главы управы района, на территории которого создано муниципальное образование (пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42;
12) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее каждые пять лет (пункт дополнительно включен с 30 июля 2007 года Законом Москвы от 4 июля 2007 года N 27).

2. Членам семьи или лицам, осуществляющим похороны выборного должностного лица местного самоуправления, возмещаются расходы на ритуальные услуги в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих города Москвы.

3. Время работы выборного должностного лица местного самоуправления в органе местного самоуправления на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж муниципальной или государственной службы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

4. Социальные гарантии, предусмотренные пунктами 5-7 части 1 настоящей статьи, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве (часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.

5. За выборным должностным лицом местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период исполнения им своих полномочий, сохраняются социальные гарантии, предусмотренные пунктами 2, 4 части 1 настоящей статьи, при наличии права на ежемесячную доплату к пенсии (часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.

6. Под членами семьи выборного должностного лица местного самоуправления в настоящей статье понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

7. Привлечение выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральным законодательством. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении выборного должностного лица местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы.

8. Гарантии прав выборного должностного лица местного самоуправления при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 11. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления

1. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Виды поощрений, установленные для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве, применяются в отношении выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Решение о поощрении выборного должностного лица местного самоуправления принимает муниципальное Собрание.

Статья 12. Оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно.

2. В случае если в муниципальном образовании уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения, не превышающего 1/12 годового фонда оплаты труда главы управы района с учетом группы по оплате труда в зависимости от численности населения (по нормативам образования фонда оплаты труда, установленным нормативными правовыми актами города Москвы для государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы) (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2007 года Законом Москвы от 4 июля 2007 года N 27.

3. Иному выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере, не превышающем 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2006 года Законом Москвы от 25 января 2006 года N 6.

4. Выборному должностному лицу местного самоуправления, которому присвоено почетное звание Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 20 процентов денежного вознаграждения.

Статья 13. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Сведения о выборном должностном лице местного самоуправления отражаются в его личном деле.

2. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления ведется в порядке, предусмотренном для ведения личных дел государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 19 августа 2005 года Законом Москвы от 13 июля 2005 года N 42.

3. Личное дело по требованию выборного должностного лица местного самоуправления предоставляется ему для ознакомления.

Статья 14. Ответственность выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

Статья 15. Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления

Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления, производится за счет средств, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления в бюджете муниципального образования.

Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Выборное должностное лицо

Выборное должностное лицо — лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или должность муниципального образования, избранное непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права либо представительным органом, наделенное в соответствие с законодательством определенным объемом полномочий.

Должности, замещаемые выборными должностными лицами, в соответствие с установленной федеральным законодательством (см. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации») классификацией относятся к категории «А» и не являются соответственно должностями государственной и муниципальной службы (должностями категорий «Б» и «В»).

Перечень выборных должностных лиц, требования к лицам, замещающим выборные должности, порядок их избрания, круг и срок полномочий, порядок и гарантии их осуществления, ответственность выборных должностных лиц определяются в нормативных правовых актах.

Правовое положение выборных должностных лиц Российской Федерации определяется непосредственно Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации — конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством, а выборных должностных лиц местного самоуправления — уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований, издаваемыми в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Избирательное законодательство предусматривает дополнительные ограничения для выборных должностных лиц. В частности, согласно положениям ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут быть членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса.

В соответствии с нормами ст. 28 названного Закона выборные должностные лица, являющиеся кандидатами, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Например, они не могут: а) привлекать лиц, находящихся в их подчинении, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; б) использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; в) пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационными услугами, оргтехникой, обеспечивающей функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; г) бесплатно или на льготных условиях использовать для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортные средства, находящихся в государственной или муниципальной собственности; д) пользоваться преимущественным доступом (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. В тоже время Федеральный закон устанавливает, что соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Избирательное законодательство содержит запрет выборным должностным лицам как лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, участвовать при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения в агитации при проведении выборов и референдума.

К числу государственных должностей Российской Федерации, замещаемых в результате проведения выборов, Конституция России относит должность Президента Российской Федерации. Выборными должностными лицами Российской Федерации также являются руководители палат федерального парламента и их органов — председатели Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, их заместители, руководители постоянных комитетов и постоянных комиссий. Указанные должности замещаются соответственно членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы на основе решений, принимаемых каждой из палат парламента.

Выборными должностными лицами субъектов Российской Федерации признаются лица, замещающие предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации должности на основе выборов непосредственно гражданами — президенты республик, губернаторы (главы администраций, мэры) других субъектов, а также на основе избрания представительными органами — руководители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборными должностными лицами местного самоуправления считаются лица, замещающие муниципальные должности в результате муниципальных выборов — главы муниципальных образований, главы местного самоуправления, а также должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов — руководители представительного или иного выборного органа местного самоуправления, избранные из состава представительного или иного выборного органа главы исполнительных органов местного самоуправления.

Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.