Юридическая сила

1.Нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, является указ Президента 3) Конституция Федеральный закон 4) постановление Правительства 2.По законодательству Российской Федерации частичная дееспособность наступает с 6 лет 2) с 10 лет 3) с 12 лет 4) с 14 лет 3.По Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти является Президент РФ 3) Государственная дума РФ Федеральное собрание 4) многонациональный народ РФ 4.Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное собрание РФ 3) Конституционный суд РФ Государственная дума РФ 4) Совет Федерации РФ 5.В систему правоохранительных органов РФ входит 1)Государственная дума 2) администрация Президента 3)прокуратура 4) Правительство РФ 6.Для характеристики человека в правовом аспекте употребляется понятие 1)Индивид 2) личность 3) гражданин 4) житель 7.Какая ситуация из предложенных ниже будет регулироваться нормами гражданского права? 1)увольнение работника за прогулы 2)покупка автомобиля в кредит 3) купание в запрещенном месте 4) заключение брака 8. Формой получения образования не является 1)виртуальное образование 3) экстернат домашнее образование 4) заочное образование 9. Верны ли следующие суждения о правоотношениях в трудовой сфере? А. Закон позволяет устанавливать испытательный срок для лиц моложе 18 лет. Б. Нормы трудового права устанавливают продолжительность рабочего времени. 1)верно только А 2) верно только Б 3)верны А и Б 4) оба суждения неверны 10. Административная ответственность предусматривается за публикацию недостоверной информации 2) разбойное нападение нарушение правил парковки автомобиля 4) несоблюдение трудового договора 11. Какая ситуация влечет за собой наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ? посещение салона красоты в рабочее время 2) получение и дача взятки 3)превышение водителем установленной скорости движения 4)мелкое хулиганство

Напишите эссе по высказыванию А. Смита «Интерес предпринимателей всегда состоит в расширении рынка и ограничений конкуренции. Расширение рынка часто м ожет соответствовать интересам общества, но ограничение конкуренции всегда должно идти вразрез с ними». Напишите смысл данного высказывания, согласны ли вы с ним, или нет и почему. Помогите пожалуйста, совсем не понимаю)) Один вопрос не влез) 1. Как здание возводится из кирпичей, так система права — из … Назовите исторические факты, которые доказывают, что к защите Отечества юноши и девушки должны готовиться заранее. ОБЪЯСНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)) 10б Соотнесите виды потребностей и их примеры виды потребностей человека 1. биологические 2. социальные 3. духовные 4. ложные примеры потребностей челов ека 1. алкоголь, курение 2. признание в обществе, общение 3. пища, одежда 4. творчество, знания 5. самоутверждение, самореализация Подготовить сообщение об экологическом состоянии любого города. Определить основные источники его загрязнения СРОЧНО! дам 75 БАЛЛОВ! выполните тест и скажите ответы. https://videouroki.net/tests/4040054/ спасибо. Составьте кроссворд по темам, на выбор — «Мораль, её основные принципы. Нравственность., Моральные нормы и нравственный выбор., Золотое правило нравст венности. Роль морали в жизни человека и общества., Гуманизм. Добро и зло., Долг. Совесть. Моральная ответственность., » Обществознание 8 класс. 20 баллов !а)сформулируйте один вывод о сходстве . Выскажите предположение о том , чем объясняется сходство .б) сформулируйте один вывод о различии в позициях групп опрошенных . Выскажите предположение о том , чем объясняется РАЗЛИЧИЕ .​ Выпишете лишнее слово 1. творчество 2. новое 3. ценное 4. однообразное Объясните, почему оно лишнее Заполнить таблицу пожалуйста

Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей



Законодательная власть — это основной юридический аспект выражения воли народа, которая должна консолидировать в себе интересы всех без исключения групп с различными интересами. В сфере теории разделения властей законодательная власть устанавливает правила поведения и осуществляет контроль за исполнением, исполнительная власть обеспечивает исполнительно-распорядительную функцию, а также осуществляет контроль за исполнением законов, а судебная власть разрешает правовые споры.

Первостепенность законодательной власти обуславливается тем, что правила поведения по отношению других ветвей власти устанавливаются первой, также определяя с одной стороны ориентированную самостоятельность ветвей между собой, с другой — нацеливает на качественное функционирование, одновременно с этими явлениями осуществляет контроль за качеством и своевременностью исполнения законов.

Контрольные полномочия законодательной власти проявляются в виде финансового контроля, парламентских слушаний, парламентских расследований, депутатских запросов, отчетов правительства, выражения ему недоверия или отказ в доверии.

С одной стороны, судебная власть самостоятельна и независима, но с другой стороны, приоритет законодательной власти проявляется и здесь в виде ограничения суда, основаниями, процедурами, установленными законом. Хотя здесь присутствует особенность определенного положения законодателя по отношению к суду в виде оценочного характера конкретных действий законодателя судом. Действуя по закону и в рамках закона, суд оценивает сам закон на предмет соответствия и в части действия одного нормативного правового акта по отношению к другому нормативному правовому акту, обладая той властью и силой, которая позволяет суду принять решение о недействующем нормативно правовом акте. Между тем по сути принятия такого рода решений мотивируя и ориентируя законодателя на принятие тех или иных правовых предписаний.

Законодательная власть и судебная власть, по мнению В. Е. Чиркина, во взаимодействии имеют взаимный обеспечительный характер, принимаются законы, а суд способствует эффективному правовому регулированию .

В статье Коноваловой Л. Г. указано на то, что по сути универсального способа распределения полномочий государственных органов, символизирующих три ветви власти, нет, поэтому каждая страна регулирует данный вопрос по-своему с учетом национальных особенностей. Поэтому в каких-то странах баланс взаимодействия обеспечивается, а в каких-то не обеспечивается, следовательно, в одних государствах парламентаризм есть, в других — отсутствует. Можно ли в дальнейшем ставить вопрос о том, что внутригосударственный парламент — высшее законодательное учреждение страны или нет. В России принцип разделения властей с обозначением парламента как высшего законодательного и представительного органа получил формально-юридическое признание в Конституции РФ, в федеральном законодательстве. Хотя автор высказывает интересное мнение относительно того, что суды в Российской Федерации не заменяют собой парламент, а их нормоориентирующие судебные решения, как источника права, устраняют между тем пробелы в правовом регулировании, поэтому может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов .

Мнение о том, что представители исполнительной власти, участвуя в работе парламента, вмешиваются в деятельность законодательной государственной власти, Миерхольд А. А. обосновывает, в частности, тем, что за период существования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не было попыток изменить формулировку ч. 2 ст. 95 Конституции РФ. Так согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому автор придерживается точки зрения, что имеет смысл исключить из части 2 статьи 95 Конституции РФ положение о том, что в Совет Федерации Федерального Собрания РФ должны входить по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти субъектов России .

Немало ученых отдают ведущую роль законодательной власти, обуславливая это тем, что осуществляющий ее орган — парламент получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны, а также тем, что законодательная власть наделена исключительным правом законодательствовать. Есть ряд ученых, которые считают, что повышена роль судебного нормотворчества, так как расширены полномочия судебного нормотворчества и нормоконтроля. Например, В. И. Анишина высказывается о необходимости законодательного закрепления общеобязательных решений высших судов, а также о возможности Верховного Суда РФ исправлять коллизии закона путем толкования .

Очень интересное мнение опубликовано в статье Лазарева В. В. и Фурсова Д. А. о том, что при внесении законодательных инициатив крайне редко обращаются к судебной практике. Обращение к этому огромному опыту правоприменения, как к источнику права, в настоящее время практически не существует. А вероятно именно здесь рождается более абстрактное правило, созданное законодателем. Поэтому логично и немаловажно такое решение проводить по специальной процедуре имплементации решений судебных органов в действующее законодательство .

Обобщение судебной практики, а здесь подразумевается и пленум, и президиум суда, по сути, выкристаллизовывают нормы, требующие воплощения в законе, а следовательно, процедурными нормами необходимо закрепить обязательность вовлечения судебных позиций в законодательный процесс. Сюда можно отнести и особый механизм мониторинга принципиальных решений, так как решения отдельных судов являются порой кардинальными и знаковыми, но остаются без внимания.

Через властные полномочия суда происходят столь важные процессы правообразования, правореализации и правоохраны.

Вместе с тем, в противовес симбиозу двух ветвей власти и эффективному сотрудничеству поставлено скрытое осуждение судебного нормотворчества.

Вмешательство государства в права и свободы граждан может иметь место, но необходимо конституционное обоснование и острая, необходимая и достаточная соразмерность. Правовые позиции судебных органов (выраженные обзорах, пленумах, постановлениях и т. п.) носят рекомендательный характер.

По мнению Н. В. Витрука наряду с правовыми позициями находят место правовые нормы, правоположения, прецеденты, акты судебного толкования, преюдиции.

Принятие нормативного правового акта вовсе не свидетельствует о завершенности правового регулирования, ведь порой именно после принятия того или иного нормативного правового акта только начинается процесс регулирования, оценить и предвидеть последствия которого законодатель без судебной практики просто не может.

В российской системе возможно было бы результативным применение двух направлений. Система позитивного права и имплементация судебных решений в законодательные акты улучшит законопроектную деятельность .

Выводом по данной статье Алексеева И. А. и М. И. Цапко отмечу пробел в российской законодательства в отношении конституционно-правовой ответственности органов судебной власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ обязаны, как и другие участники конституционных правоотношений, соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы. Отдельные меры конституционной ответственности в отношении их Конституцией РФ не предусмотрены. Судебная власть, ее представители остались вне зоны действия конституционно-правовых санкций, что не допустимо в правой сфере деятельности государства и государственных органов в целом. Общественное мнение не оказывает и не может оказать никакого влияния на судебную власть, круг замкнулся. Повышение эффективности деятельности одной из ветвей власти фактически приостановлено. Законодательная власть должна предусмотреть в законодательстве конституционно-правовые санкции по отношению ко всем высшим органам и должностным лицам государственной власти, что само по себе лишний раз и далеко не безосновательно ставит законодательную власть выше двух имеющихся в трилистнике .

Литература:

Законы Российской Федерации

  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 170-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 173-ФЗ «О внесении изменения в статью 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статьи 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 167-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 176-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 174-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 175-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья»
  • Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 155-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Федеральный закон от 25.05.2020 N 163-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 23.05.2020 N 151-ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 23.05.2020 N 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве»
  • Федеральный закон от 23.05.2020 N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 23.05.2020 N 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 21.05.2020 N 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году»
  • Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О связи»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 113-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 111-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 114-ФЗ «О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 108-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 117-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 5 и 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 118-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения прав и обязанностей юридических лиц, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»
  • Федеральный закон от 07.04.2020 N 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 04.04.2020 N 2-ФКЗ «О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
  • Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 03.04.2020 N 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
  • Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» и статьи 2 и 11 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 70-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 81-ФЗ «О внесении изменений в статью 57.7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 79-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также об изменении и прекращении действия отдельных международных договоров»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 78-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 77-ФЗ «О ратификации Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 76-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Зимбабве о выдаче»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 75-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 74-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о взаимной правовой помощи по уголовным делам»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 94-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 93-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 86-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 88-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 84 Воздушного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 87-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 84-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О теплоснабжении» и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 97-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2020 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»
  • Федеральный закон от 26.03.2020 N 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 26.03.2020 N 68-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 58-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 54-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 57-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О теплоснабжении»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 18.03.2020 N 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения негосударственных пенсий»

Юридической силой документа является «свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления». Документ имеет юридическую силу при наличии определенного набора реквизитов (обязательных элементов оформления официальных документов), например, даты, подписи, а в необходимых случаях печати, грифа утверждения, нотариального удостоверения и иных реквизитов, определенных соответствующими нормативными актами.

Любой документ обладает определённым набором признаков, непосредственно связанных с его основными функциями и свойствами. Будет документ иметь юридическую силу или нет, зависит и от того, соблюдены ли его разработчиками требования к его форме и другим отдельным элементам (реквизитам). В частности, эти требования к оформлению организационно-распорядительных документов определены в утвержденном постановлением Госстандарта России от 03 марта 2003 года ГОСТ Р 6.30-2003.

Автор документа – это «физическое или юридическое лицо, создавшее документ». Авторство является важнейшим признаком документа. Также важным документообразующим признаком является наименование вида документа (приказ, справка, заявление и т.п.). Оно позволяет получить первое самое общее представление о документе, его юридической значимости.

К числу важнейших признаков документированной информации относится датирование документа. Датой документа является дата его подписания или утверждения, для акта – это дата события, для протокола – дата заседания (принятия решения). Отсутствие даты на некоторых видах документов бесспорное основание для признания их недействительными.

Юридически значимым является и реквизит «регистрационный номер документа». Индексы должны присваиваться как исходящим, так и входящим документам. Порядок присвоения документам регистрационных номеров должен быть определен приказом руководителя организации.

На организационно-распорядительном документе обязательно должна быть подпись должностного лица. Наличие необходимых подписей напрямую связано с тем вопросом, имеет или не имеет документ юридическую силу. Лицо, поставившее подпись на документе, несет ответственность за его содержание. Прежде чем исполнять предписания того или иного документа, необходимо обращать внимание на компетенцию лица, подписавшего этот документ. Если при его составлении и подписании должностное лицо вышло за рамки своей компетенции, документ не имеет юридической силы и является недействительным.

Гриф утверждения – это своеобразное подтверждение важности и актуальности составленного и подписанного документа. Ряд документов обретает юридическую силу только после того, как их утвердят руководители или должностные лица предприятия, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов. Печать также является юридически значимым реквизитом, так как ряд документов (например, учредительные документы, документы финансового содержания и др.) получают юридическую силу только при наличии ее оттиска.

Рассматривая юридическую силу документированной информации, следует отметить, что не только подлинник документа обладает ею, но и в определенных случаях копии документа. Копия документа – это «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы». Дубликатом является повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу, который обычно выдаётся при утрате подлинника тем же учреждением, где он был создан. Также бывает заверенная копия – это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (реквизит «отметка о заверении копии», нотариальное заверение).

Для создания организационно-распорядительных документов достаточно решения руководства или других должностных лиц того предприятия, деятельности которого эти документы касаются. Внутренний документ, выпускаемый на предприятии, может считаться обязательным для исполнения сотрудниками лишь в том случае, если он имеет юридическую силу. Чтобы документ имел такую силу, необходимо следующее:

– положения, содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям законодательства;

– документ должен быть издан должностным лицом, обладающим необходимыми для этого полномочиями (полномочия могут быть отражены в приказах, доверенностях, должностных инструкциях, подписанных или утвержденных руководителем);

– оформление реквизитов документа должно соответствовать принятым нормам.

Если говорить о юридической силе электронных документов, то в первую очередь стоит проблема признания их юридической силы, достоверности или подлинности, возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности. Проблема электронных технологий в делопроизводстве — это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения. Неопределенность в законодательстве, нормативно-правовой регламентации работы с электронными документами приводит к трудностям придания юридической силы информации, записанной на машинном носителе.

Первым шагом урегулирования вопросов использования документов, создаваемых средствами вычислительной техники в нашей стране, была разработка ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». На сегодняшний день единственным технически возможным способом придания доказательности электронному документу является использование электронной подписи. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 1–ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП) регламентирует правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронном документе, при соблюдении которых ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Также имеются законодательные акты Российской Федерации, на основании которых издаются ведомственные положения, инструкции, обеспечивающие законное функционирование ЭД. Подготовлен проект Модельного закона об электронной цифровой подписи, который предполагается как свод унифицированных правил и процедур в рамках СНГ, которые будут приняты всеми участниками и введены в соответствующих странах в качестве законодательных актов. Наличие такого закона обеспечит юридически закрепленный обмен электронными документами в рамках СНГ.

Д.В. Рысюк

Литература

  1. ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения». – Главархив СССР.
  2. Федеральный Закон от 10.01.2002 №1–ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  3. ГОСТ Р 6.30-2003. УСД – Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Госстандарт России, 2003.
  4. Дегтярев В.А.. Юридическая сила организационно-распорядительных документов предприятия. – М.: Высшая школа, 1999.
  5. Косовец А.А. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 11. – 1997. – № 4.