Ювенале

ЮВЕНАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ЮВЕНАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • ювенальный — ювенильный, неполовозрелый, первозданный, юношеский, юный Словарь русских синонимов. ювенальный прил., кол во синонимов: 4 • неполовозрелый (3) • … Словарь синонимов

  • Ювенальный — прил.; = ювенильный 1. Неполовозрелый. 2. Связанный с детьми и подростками (о соответствующих органах юстиции). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ювенальный — ювен альный (неполовозрелый; ювен альная юриспруд енция) … Русский орфографический словарь

  • ювенальный — … Орфографический словарь русского языка

  • ювенальный — ая, ое. 1. Книжн. Свойственный юношам; юношеский. 2. Мед. Неполовозрелый … Энциклопедический словарь

  • ЮВЕНАЛЬНЫЙ — неполовозрелый, относящийся к юношескому возрасту, не достигший половой зрелости (ср. пубертатный) … Психомоторика: cловарь-справочник

  • ювенальный — ая, ое.; (лат. juvenālis юношеский) 1) книжн. Свойственный юношам; юношеский. 2) мед. Неполовозрелый … Словарь многих выражений

  • Ювенальный период — Ювенальный период игровой период развития поведения и психики животных. С помощью игр неполовозрелые млекопитающие развивают в себе множество навыков, рефлексов и т. д. , которые будут иметь пользу в половозрелой жизни. Также… … Википедия

  • Ювенальный социальный работник — специалист по социальной работе, социальный работник, в чьи функциональные обязанности входит организация и предоставление услуг для несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения… Источник: Постановление Правительства Москвы от… … Официальная терминология

  • Ювенальный суд — Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся… … Википедия

Ювенальная юстиция – что это такое простыми словами

Ювенальная юстиция – производное от латинских слов «ювеналис» – «юношеское», и «юстициа» – «правосудие». Представляет собой совокупность учреждений, призванных осуществлять правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей, а также защиту прав детей.

История появления

Возникновение ювенальной юстиции связывают с Соединёнными Штатами. В 70-х годах XIX в. юристы из Бостона внесли предложение не применять в отношении несовершеннолетних детей реальное наказание за совершаемые ими преступления. Вместо этого они предложили передавать их на попечение особых надзорных органов.

На рубеже 19-20 веков в г.Чикаго впервые в мире был открыт особый суд для детей. Основанием для этого стал недавно принятый в Иллинойсе закон о мерах присмотра за малолетними преступниками и беспризорниками.

Инициаторами принятия данного законодательства выступили женские общественные организации. Специально, для несовершеннолетних в судопроизводство было введено понятие «правонарушитель», отличное от термина «преступник».

Этим как бы подчёркивался особый статус несовершеннолетних нарушителей закона, что, в отличие от взрослого преступника они подлежат воспитанию и исправлению вне стен тюрьмы. Несколько позже ювенальная юстиция появляется в Англии (1908г.), Франции (1914г.). При этом в Европе за основу брался именно американский опыт.

С годами ювенальная юстиция распространилась на большинство стран мира, в результате чего сформировались три основных типа «детского правосудия»:

  • Англосаксонская (Великобритания и США).
  • Континентальная (сформирована в континентальной Европе).
  • Скандинавская (сложилась в североевропейских странах).

Россия

В России ювенальной юстиции в чистом виде до Октябрьской революции не существовало. При царском режиме существовало ограничение применения уголовного наказания к детям до 7 лет. В 1910г. в столице был создан первый, пробный, суд для детей.

Однако из-за начавшейся Первой мировой и грянувшей вслед за этим гражданской войны, данный опыт канул в Лету. Советская власть вовсе отменила реальное заключение для несовершеннолетних, а все детские правонарушения передавались на рассмотрение спецкомиссиям.

В 1922г., в связи с расцветом детской преступности преступления, совершённые несовершеннолетние вновь стали передавать на рассмотрение обычных уголовных судов. Начиная с 16 лет разрешалось применять те же меры уголовного наказания, что и ко взрослым преступникам, кроме расстрела.

Во времена правления Сталина возраст уголовной ответственности понижается уже до 12 лет, при этом малолетние преступники могут подвергаться расстрелу.

В 1964г. Верховный совет принял постановление о подготовке судей, с квалификацией ювенального юриста. Однако, несмотря на это, специализированные «детские» судебные органы в Советском Союзе так и не появились.

Реформирование

Наиболее последовательно ювенальная юстиция стала вводиться в РФ только в начале 2000-х годов.

Основой стали ФЗ от 1998г о гарантировании прав ребёнка и постановление Верховного суда от 2000г, в котором регламентировались особенности рассмотрения судами правонарушений, совершённых детьми. В результате этого были внесены поправки и дополнения в уголовный и семейный свод законов.

Реформой предусматривалось введение в РФ особых судов для несовершеннолетних. Эти суды должны были разбирать все виды нарушений – от уголовных до гражданских. Однако вплоть до сегодняшнего времени подобных судебных органов ещё не создано.

Структура ювенальной юстиции

Традиционная ювенальная юстиция структурно состоит из:

  • Судебных инстанций, предназначенных для рассмотрения дел малолетних нарушителей. Имеют право осуждать или оправдывать подозреваемого в правонарушении, опираясь на особое ювенальное законодательство. На сегодня в РФ подобные структуры отсутствуют.
  • Надзорные органы, соблюдающие интересы несовершеннолетнего ребёнка. Сюда относят различные попечительские советы, комиссии по делам опёки, комиссии ПДН при МВД и т.д.

Субъектами юстиции являются судьи, сотрудники МВД, детские психологи и соц. педагоги. В широком смысле под термином ювенальная юстиция объединяются все правовые структуры, задачей которых является защита прав и интересов ребёнка. Сюда могут входить как государственные властные структуры, так и общественные организации и объединения.

В настоящее время в России ведутся дискуссии, нужна ли в стране отдельная, ювенальная, ветвь судебной власти. Среди юристов, правозащитников и парламентариев имеется множество, как сторонников, так и противников введения ювенальных судов.

Каждая из сторон приводит веские аргументы как «за», так и «против». Именно с этим связано, что юридическая реформа, касающаяся детской юстиции, до сих пор остаётся незавершённой.

Децим Юний Ювенал

Сатиры

Сатиры Ювенала

Ювенал — последний классик римской сатиры. Вряд ли слова «сатира» и «сатирический» имели бы то значение, которое мы в них вкладываем, если бы не было Ювенала. В европейскую культуру, в историю литературы Ювенал вошел как обобщенный образ поэта-обличителя политического деспотизма и нравственного разложения своего времени.

О жизни Ювенала почти ничего не известно, хотя мы располагаем целой дюжиной его жизнеописаний. Самое древнее из них создано, вероятно, к концу IV века, то есть более чем через 250 лет после смерти поэта. Как правило, ни одно из этих жизнеописаний не заслуживает полного доверия.

На основании косвенных свидетельств можно заключить, что сатирик родился между 50 и 60 гг. н. э. Место его рождения — Аквин, небольшой город близ Рима.

О происхождении Ювенала в лучшем из дошедших до нас жизнеописаний говорится весьма неопределенно: он был сыном или воспитанником состоятельного вольноотпущенника, получившим тщательное грамматическое и риторическое образование. Среди его учителей, возможно, был крупный ритор того времени Марк Фабий Квинтилиан, автор 12 книг «Образования оратора». Известно, что Ювенал почти до середины своей жизни занимался сочинением декламаций, речей на вымышленные темы, причем скорее для собственного удовольствия, нежели для того, чтобы подготовиться к профессиональной деятельности. Впрочем, некоторое время он все же вел адвокатские дела, но, по всей видимости, не был удачлив на этом поприще, которое не принесло ему значительных доходов.

Свою деятельность поэта-сатирика Ювенал начал только после смерти императора Домициана (96 г. н. э.), когда в Риме установилась относительная свобода слова. Насколько можно судить, Ювенал выступал с публичным чтением своих сатир и имел успех, чем, кажется, навлек на себя неприятности: уже в античности была распространена версия, что, несмотря на восьмидесятилетний возраст, он был сослан, под предлогом военного командования, не то в Египет, не то в Британию, где и умер. Однако история с изгнанием поэта производит впечатление легенды. Дата смерти его неизвестна. Несомненно одно: он умер после 127 года.

Сатиры Ювенала сообщают в высшей степени скудные данные об их авторе. В отличие от своих предшественников, сатириков Луцилия и Горация, Ювенал тщательно избегает говорить о себе, и хотя его сатиры дают довольно ясное представление о личности поэта, о его мыслях и устремлениях, они почти не информируют нас о внешних обстоятельствах его жизни. Наоборот, Ювенал старается, насколько это возможно, задвинуть в тень свою фигуру, как будто боится своим присутствием ослабить впечатление своих разоблачительных инвектив. Тем не менее, по некоторым намекам в самих сатирах можно, например, заключить, что Ювенал не был богат. В одной из эпиграмм Марциала (12, 9), он изображен беспокойно снующим по улицам Рима, чтобы засвидетельствовать свое почтение богачам. На то, что Ювенал во время своего пребывания в Риме вел жизнь клиента, указывают его сатиры, в которых поэт с пониманием, сочувствием и горечью говорит о положении римских клиентов. От Ювенала дошло 16 гекзаметрических сатир в 5-ти книгах: они были опубликованы последовательно, в порядке их нумерации, приблизительно между 100 и 127 годами.

Сатиры Ювенала дошли до нас в многочисленных списках. В настоящее время известно около 300 рукописей его сатир; несколько манускриптов хранятся в библиотеках России. Все они, как правило, позднего происхождения, прошли через много рук разных переписчиков и подверглись многим искажениям. Установление редакции текстов сопряжено с немалыми трудностями, так как целый ряд стихов вызывает у издателей сомнения в их подлинности. Хронологические указания в самих сатирах минимальны, однако ясно, что поэтической зрелости Ювенал достиг при императоре Траяне (годы правления 98–117) и продолжал писать сатиры во время правления Адриана (годы правления 117–138). Оба императора почти полностью отвечали представлению сенатской аристократии об идеальном правителе. Ненавидящий тиранию императорского режима, историк Тацит восторженно приветствует принципат Траяна как «зарю счастливого века», как «годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» («История», 1, 1).

Антисенатские репрессии, ставшие обычным явлением в последние годы правления Домициана, прекратились. В Рим из ссылки возвращаются изгнанные философы. Проводятся мероприятия против доносчиков, число которых возросло при Домициане. Стираются различия между римлянами и провинциалами; последним открывается широкий доступ к государственной карьере. Между императором и сенатом устанавливается согласие. Особым покровительством императора пользуется та часть интеллигенции, которая была тесно связана с господствующим классом. Адриан лично проявляет заботу о науках и искусствах, интересуется культурной жизнью Афин, поощряет философов, поэтов и ученых. Все недовольные деспотическим правлением Домициана теперь получили возможность открыто изливать свое негодование, уверенные, что их сочинения встретят благосклонный прием. На литературной арене появляются писатели, которые при Домициане предпочитали молчать. В Риме заявляет о себе целая плеяда писателей: Тацит, Плиний, Светоний, Ювенал, сменившие ушедших из жизни Стация, Валерия Флакка, Силия Италика, Квинтилиана, уехавшего в Испанию Марциала.

Хотя в период правления Траяна и Адриана многие противоречия, обострившиеся при Домициане, сглаживаются, тем не менее далеко не все социальные конфликты устраняются. Императоры все меньше руководствуются законами и все больше опираются на военную силу. Политическая активность идет на убыль. Увеличивается пропасть между богатством и бедностью неимущих слоев. В империи получают распространение восточные культы и христианство.

Видимо, Ювенал был захвачен общим энтузиазмом, вызванным смертью Домициана и приходом к власти Траяна. Одушевленный ненавистью к свергнутому тирану, он создает ряд сатир в резкой, инвективной форме, принесших ему в веках славу беспощадного бичующего разоблачителя. Это сатиры его первых трех книг, которые заметно отличаются от последующих, созданных стареющим поэтом в правление Адриана и обычно называемых поздними. В сатирах двух последних книг нет прежней остроты критики и той силы негодования, которая была характерна особенно для первых девяти сатир, наиболее живых по интонации и богатых темами и сатирическими образами. В поздних произведениях Ювенал более склонен поднимать проблемы общего характера, которые касаются не столько людей определенной эпохи, сколько человеческой природы вообще. В поздних сатирах сильнее чувствуется влияние риторики. По остроумному замечанию современного исследователя, в ранних и поздних сатирах Ювенал предстает перед нами как двуликий Янус, с одним лицом, обращенным на полную жизни современную ему действительность, и с другим — обращенным на умершее прошлое.

Что касается содержания его сатир, то оно, по существу, весьма ограничено. Поэт повторяет на разные лады одни и те же нападки на современные ему нравы, правда, оживляя их примерами из жизни, истории и мифологии. Хотя он и утверждает, что вся человеческая жизнь, все, что только делают люди, послужило «начинкой» его книги, за пределами его поэзии остаются многие темы, которые были характерны для его предшественников. Это было сознательное ограничение, позволившее ему сосредоточиться исключительно на разоблачении пороков. Нет в его сатирах и того многообразия форм, которое было присуще произведениям этого жанра у Луцилия и Горация. На окружающую его действительность Ювенал взирает с глубочайшим пессимизмом. Он видит одно лишь зло (по крайней мере, в своих ранних произведениях) и убежден, что оно коренится в самой природе человека. Ювенал не верит в возможность оздоровления общества. Искусный живописатель нравов, он изображает мир таким, каким он его видит, развращенным и развращающим, доходя в своем горьком озлоблении до крайнего фанатизма. Долгу, чести, порядочности предпочитают здесь одни лишь деньги, неважно, каким путем приобретенные. Ноты личной разочарованности и озлобления придают его нападкам жестокий и беспощадный характер. Бескомпромиссная сатира Ювенала не знает ни насмешливой улыбки, ни добродушной шутки, ни психологического проникновения и понимания сути явлений, как в сатирах Горация. Для Ювенала настоящее не содержит ничего хорошего, а будущее не сулит никакой надежды. Остается лишь сожалеть о прошлом, о былом образе жизни и древних установлениях, от которых теперь не осталось и следа. Тоскуя о безвозвратно прошедших временах, поэт не видит выхода из сложившегося положения.