Закон о регистрации юридических лиц

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)

8 августа 2001 года N 129-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 387-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 01.04.2012 N 27-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 05.05.2014 N 107-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 241-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 488-ФЗ, от 29.07.2017 N 226-ФЗ, от 30.10.2017 N 312-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 12.11.2019 N 370-ФЗ, от 12.11.2019 N 377-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
    • Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
  • Глава II. Государственные реестры
    • Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
    • Статья 5. Содержание государственных реестров
    • Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
    • Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
  • Глава III. Порядок государственной регистрации
    • Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
    • Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
    • Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
    • Статья 11. Решение о государственной регистрации
  • Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
    • Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
    • Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
  • Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
    • Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
    • Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    • Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
    • Статья 19. Утратила силу
  • Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
    • Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
    • Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
    • Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
    • Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
    • Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
  • Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
    • Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
    • Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
    • Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
  • Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
    • Статья 23. Отказ в государственной регистрации
    • Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
    • Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
  • Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации
    • Статья 25.1. Право на обжалование
    • Статья 25.2. Порядок обжалования
    • Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы
    • Статья 25.4. Форма и содержание жалобы
    • Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
    • Статья 25.6. Рассмотрение жалобы
  • Глава IX. Переходные и заключительные положения
    • Статья 26. Переходные положения
    • Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

Открыть полный текст документа

Юридические лица: государственная регистрация при создании

Порядок осуществления государственной регистрации.

Вначале представим краткую схему процедуры (действий) с учетом основных положений о регистрации организаций в качестве юридических лиц.

1. Прежде всего, требуется составить пакет необходимых документов (два экземпляра: для регистрирующего органа и собственный — для организации):

— документ (протокол общего собрания), подтверждающий решение учредителей (участников) о создании организации.

В протоколе собрания учредителей перечисляются участники учредительного собрания с указанием организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Один из предполагаемых вариантов повестки протокола может быть следующим:

1. Об учреждении юридического лица.

2. Размер уставного капитала.

3. Утверждение Устава создаваемого юридического лица.

4. Выбор членов руководящих органов управления.

5. Определение размера вклада (доли) учредителя (участника) в уставном капитале юридического лица, видов вкладов каждого участника и порядок внесения.

Протокол подписывается всеми учредителями (участниками), присутствующими на собрании, в количестве экземпляров, необходимых для регистрации организации;

— устав организации, утвержденный учредителями (участниками),

— учредительный договор, подписанный учредителями (участниками). Основными документами организации являются Учредительный договор и Устав, или только Устав, если организация имеет организационно правовую форму – акционерное общество, или когда юридическое лицо создается одним учредителем.

При составлении учредительного договора и Устава необходимо учитывать некоторые положения гражданского законодательства.

Учредительный договор о создании юридического лица является гражданско-правовым договором многостороннего характера, который заключается путем составления одного документа.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

«Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора, подписанного всеми его участниками. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида»

(часть 1 пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Как известно, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Но в обязательном порядке эти сведения изначально должны быть указаны в учредительных документах. Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— квитанция об оплате госпошлины за регистрацию — 2000 рублей (статья 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)) (оплачивается через банк).

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны. Так же подтверждается, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Порядок заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, установлен Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

2. Учредитель (участник), а равно уполномоченный (по доверенности) представитель, предоставляет (направляет) в регистрирующий орган заявление с приложением пакета (два экземпляра) документов, содержащих необходимые для регистрации сведения и информацию.

3. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

4. Постановка организации — юридического лица, как налогоплательщика, на учет.

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица.

Территориальные органы по налогам и сборам осуществляют постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного юридического лица (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

5. Получение документа, подтверждающего факт внесения записи о создании юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Форма и содержание документа, свидетельствующего о создании юридического лица, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (форма №Р51001).

6. Процедура открытия расчетного счета организации в банке, с последующим уведомлением налогового органа, ведущего Реестр налогоплательщиков, об открытии банковского счета.

Юридические лица согласно статье 49 ГК РФ обладают общей правоспособностью.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

7. Лицензирование (процедура получения лицензии) деятельности, в случае если общество собирается осуществлять виды деятельности, требующие наличия лицензии.

Порядок оформления и представления документов при государственной регистрации юридических лиц при их создании (вновь создаваемых).

Представление документов при государственной регистрации юридических лиц по общему правилу осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется по общим правилам в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в пятидневный срок, предусмотренный статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Заявление о регистрации.

Заявление о государственной регистрации должно быть подписано заявителем. Если документы предоставляет не заявитель, а уполномоченное лицо, оформление нотариально заверенной доверенности не требуется (Письмо ФНС Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»).

Для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем «заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» по форме №Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Заявление состоит из нескольких разделов содержащих подробные указания (для составителя заявления) по заполнению конкретной информации, которая подлежит внесению или может потребоваться для внесения тех или иных сведений в ЕГРЮЛ.

Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при заполнении заявления по форме №Р11001.

Заявление, содержащее более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются в регистрирующий орган.

Все разделы и пункты заявлений (уведомлений) подлежат обязательному заполнению.

Заявление и каждый лист приложения к заявлению подписываются заявителем.

Документ об уплате государственной пошлины представляется в регистрирующий орган в подлиннике.

При представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма №Р11001) обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г или Д, Ж к указанному Заявлению. Иные листы приложений к Заявлению о государственной регистрации юридического лица при создании заполняются при необходимости. В случае, если иные листы не заполняются, они в регистрирующий орган не представляются.

Обратите внимание, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование. Вследствие этого заполнение пункта 1.4 для коммерческих организаций обязательно.

Раздел 2 «Адрес». Согласно пункту 2 статьи 52 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется в его учредительных документах.

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При определении постоянно действующего исполнительного органа юридического лица необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, федеральных законов о соответствующем виде юридического лица, иными федеральными законами, а также учредительными документами юридического лица.

При заполнении пункта 2.3 следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. При использовании юридическим лицом жилого помещения для осуществления деятельности могут наступить неблагоприятные последствия в виде отказа в государственной регистрации, в случае поступления в налоговый орган от собственника помещения или правоохранительного органа соответствующей информации при регистрации общества.

Письмо ФНС Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»:

«При наличии у регистрирующего органа документированной информации о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации, ФНС России считает возможным отказ в государственной регистрации юридического лица, указавшего в документах адрес (место нахождения), в отношении которого имеется вышеуказанная информация, по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица при создании (в том числе путем реорганизации) в регистрирующий орган представляется заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица.

В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление — оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным.

Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и другие) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления».

Раздел 3 «Количество учредителей юридического лица».

При представлении заявления о государственной регистрации хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) в сведениях об учредителях указываются данные только о полных товарищах.

При представлении заявления о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива в сведениях об учредителях указываются данные всех учредителей юридического лица.

При представлении заявления о государственной регистрации унитарного предприятия в сведениях об учредителях указывается наименование уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение о его создании, в соответствии со статьями 113 — 115 ГК РФ.

При представлении заявления о государственной регистрации потребительского кооператива в сведениях об учредителях указываются данные членов кооператива, входящих в состав правления.

При представлении заявления о государственной регистрации фонда в сведениях об учредителях указываются данные учредителей фонда, принявших решение о его создании.

При представлении заявления о государственной регистрации автономной некоммерческой организации в сведениях об учредителях указываются данные учредителей организации, принявших решение о ее создании.

При представлении заявления о государственной регистрации учреждения в сведениях об учредителях указываются данные о собственнике (собственниках) учреждения.

При представлении заявления о государственной регистрации объединения юридических лиц (ассоциации и союза), некоммерческого партнерства в сведениях об учредителях указываются данные членов объединения либо, соответственно, партнерства.

При представлении заявления о государственной регистрации органа территориального общественного самоуправления (далее ТОС) в сведениях об учредителях указываются данные учредителей-граждан, принявших решение об учреждении органа ТОС, утвердивших его устав и сформировавших его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

При представлении заявления о государственной регистрации органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеющих статус юридических лиц, следует учитывать, что указанные органы создаются в распорядительном порядке и считаются созданными с момента принятия соответствующего акта органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При этом в сведениях об учредителях указываются наименование, номер и дата соответствующего акта и наименование принявшего его органа.

При представлении заявления о государственной регистрации товариществ собственников жилья, садоводческих или огороднических товариществ в сведениях об учредителях указываются данные о членах правления.

В разделе 6 указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указываются в листе Г или листе Д Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

При заполнении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, лист Г или лист Д Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании заполняются отдельно по каждому лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности. Количество заполненных листов Г и Д должно соответствовать указанному в пункте 6 количеству лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В зависимости от того, кто вправе выступать от имени юридического лица без доверенности — постоянно действующий исполнительный орган или иное лицо (орган) либо управляющая компания — заполняется, соответственно, лист Г или лист Д Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

В разделе 8 указывается количество видов экономической деятельности юридического лица.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

При государственной регистрации юридических лиц сведения о видах экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) принятым Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» указываются заявителем.

Сведения о видах экономической деятельности указываются в листе Ж.

О приеме заявления и документов регистрирующий орган выдает заявителю расписку в получении документов.

Заявление скрепляется печатями и подписями учредителей (участников) создаваемого юридического лица. Заявление с приложениями в обязательном порядке прошиваются нотариусом при удостоверении подписей заявителя.

Решение о государственной регистрации юридического лица.

По общему правилу основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа — территориального подразделения налогового органа (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Форма такого решения утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 26 апреля 2005 года №САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации».

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Итак, регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, в соответствии с законодательством о государственной регистрации и положениями НК РФ, выдает (направляет) заявителю (представителю юридического лица):

— «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» (Форма №Р51001) — документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица;

— «Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации» (Форма №09-1-2 — форма и содержание документа утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Обращаем внимание!

Содержание документа формы №Р51001 – свидетельство о создании юридического лица, и в подтверждение данного факта – в нем (в документе) указывается присвоенный конкретному юридическому лицу Основной государственный регистрационный номер (далее ОГРН).

У юридического лица может быть только один ОГРН, который в дальнейшем указывается во всех документах прямо или косвенно касающихся государственной регистрации или учета сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ и (или) в Единый государственный реестр налогоплательщика (далее ЕГРН).

В дальнейшем, в случаях внесения в ЕГРЮЛ каких либо сведений или внесения изменений в уже имеющиеся сведения о юридическом лице, регистрирующий орган выдает «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц» — документ формы — Р50003, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Документ формы — Р50003 подтверждает, что в ЕГРЮЛ внесена запись (о новых или измененных сведениях) о конкретном юридическом лице (указываются его наименование и организационная форма и присвоенный ему ранее ОГРН). А ниже – указание на регистрирующий орган (наименование) и указание на дату внесения государственного регистрационного номера (далее ГРН) соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Каждый раз, в связи с внесением или изменением сведений, регистрирующий орган выдает юридическому лицу Свидетельство (документ – форма Р50003) с указанием лишь соответствующего ГРН записи.

Итак,

ОГРН – номер записи в ЕГРЮЛ, подтверждающий факт государственной регистрации созданного юридического лица;

ГРН – номер записи в ЕГРЮЛ о внесении или изменении сведений о юридическом лице.

Организациям, для которых федеральным законом может устанавливаться специальный порядок регистрации (статья 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), Свидетельство о постановке на налоговый учет выдается (направляется) не позднее 5-ти дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ (часть 3 пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Далее, регистрирующий орган, в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации представляет (направляет) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в:

— государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей,

— в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Важно иметь в виду, что государственная регистрация субъекта гражданских правоотношений как юридического лица и постановка юридического лица на учет в налоговом органе как налогоплательщика – по сути разные действия.

Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов гражданского оборота, регулирует договорные и иные (имущественные и неимущественные) отношения.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (часть 1 статьи 2 НК РФ).

ЕГРН содержит сведения об организациях, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ (с указанием ИНН, а также КПП).

При государственной регистрации создаваемого юридического лица, регистрирующий орган в установленном порядке осуществляет постановку организации — юридического лица, как налогоплательщика, на учет в налоговом органе в порядке, утвержденном Приказом МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Как документ, «Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», утвержденный Приказом МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178, разработан в соответствии с положениями НК РФ и содержит разделы по следующим вопросам:

I. Структура ИНН;

II. Условия присвоения ИНН в налоговом органе;

III. Изменение, а также признание ИНН недействительным;

IV. Применение ИНН.

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Порядок регистрации ЮЛ

Для подготовки документов на регистрацию ООО вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете сформировать пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет собственное имущество, определенные права и обязанности. Для того, чтобы юр лицо стало действовать, его надо учредить и зарегистрировать в ИФНС. Регистрация юридического лица происходит по процедуре, установленной законом. Ее вполне можно провести самостоятельно, не прибегая к помощи юристов.

Классификация юридических лиц

Прежде чем пошагово рассмотреть порядок регистрации юридического лица, разберемся, какими они бывают. Гражданский кодекс РФ разделяет организации на коммерческие и некоммерческие. Основной целью коммерческих структур является получение прибыли. Некоммерческие организации не могут устанавливать такую основную цель и не должны распределять прибыль среди своих участников.

Следующий критерий юридического лица – публичность и непубличность (до 2014 года применялось понятие открытых и закрытых организаций). Публичные организации размещают ценные бумаги и акции, приглашая к ним практически неограниченный круг лиц. Непубличные такой цели не имеют.

И последний важный признак юрлица, несколько лет назад введенный статьей 65.1 ГК РФ, это его корпоративность или унитарность. Учредители корпоративной организации являются его членами и формируют высший орган управления. А вот при создании унитарного юридического лица его учредители не приобретают в нем права членства.

Государственная регистрация юридических лиц, независимо от их типа, происходит по одному стандарту, утвержденному законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В этой статье мы рассмотрим порядок регистрации самой популярной в бизнесе формы – ООО.

Что такое ООО

Согласно классификации ГК РФ, общество с ограниченной ответственностью относится к коммерческим непубличным корпоративным организациям. Это означает, что ООО создают для получения прибыли, а его участники имеют право членства в обществе и не размещают акции и ценные бумаги.

В большинстве случаев начинающие бизнесмены оценивают привлекательность этого типа юридического лица по следующим критериям:

  • достаточно простое управление;
  • многие положения устава, регламентирующие деятельность организации, можно изменить на усмотрение учредителей;
  • разделение уставного капитала между участниками на доли, в соответствии с которыми они вправе претендовать на свою часть прибыли (в общем случае);
  • возможность определять степень закрытости общества, например, право на выход участника или передачи доли наследнику можно разрешить или запретить;
  • широкая распространенность этой организационно-правовой формы — в России действует около 3 млн обществ с ограниченной ответственностью.

О том, как происходит регистрация ООО, расскажет наша пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция по регистрации ООО

Прежде чем оформить документы для регистрации ООО, учредителям надо решить несколько важных вопросов. Без этого создание компании невозможно.

Шаг 1. Выберите наименование для общества

В гражданском обороте каждая организация действует под своим фирменным наименованием. В заявлении на регистрацию указывают оба варианта названия – сокращенное и полное, например:

  • ООО «Северное сияние»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Северное сияние».

В форме Р11001 фирменное наименование общества вписывают только на русском языке, но в уставе дополнительно можно указать вариант на языке народов РФ или иностранном.

Многие учредители выбирают название, которое отражает направление бизнеса компании, а в некоторых случаях этого требует закон. Например, если регистрируют ломбард, страховую компанию или платежную систему, то наименование должно указывать на вид деятельности. В связи с этим возникает вопрос об уникальности выбранного варианта. Можно ли дать ООО название уже действующей организации?

Основанием для отказа в регистрации неуникальное фирменное наименование не является. Однако юридическое лицо-тезка, которое зарегистрировано раньше и действует в той же сфере, вправе через суд потребовать защиты своих прав (статья 1474 ГК РФ). В таком случае название придется поменять. Проверить уникальность вашего варианта можно через сервис поиска сведений в ЕГРЮЛ. Он бесплатный и размещен на официальном сайте ФНС.

Кроме того, к наименованию юридического лица статьей 1473 ГК РФ установлены особые требования, нарушение которых ведет к отказу в регистрации ООО:

  • несоблюдение норм гуманности, морали, общественных интересов;
  • использование полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств, органов государственной власти РФ, международных и межправительственных организаций, общественных объединений, а также слова, производные от них.

Шаг 2. Решите, по какому адресу будет находиться организация

У каждой организации должен быть юридический адрес, по которому с ней можно связаться. По закону место государственной регистрации юридического лица — это место нахождения его руководителя.

Налоговые органы трактуют это понятие буквально и требуют, чтобы по юридическому адресу были созданы условия для рабочего места директора. Обычно в качестве юридического адреса указывают адрес нежилого помещения, но допускается регистрация ООО и по прописке руководителя или учредителя.

В ИФНС юридический адрес проверяют на массовость и достоверность, поэтому надо подготовить гарантийное письмо от собственника или согласие на регистрацию общества в квартире.

Шаг 3. Установите размер уставного капитала

Уставный капитал – это первые активы организации, которые вносят учредители. Минимальный размер УК в денежном выражении – 10 000 рублей, дополнительно к этому можно внести имущество или любую сумму денег.

Между учредителями уставный капитал делится на доли, например, если компанию создают трое, то они могут установить такое соотношение: 20%, 35%, 45%. Равных долей в УК лучше избегать, потому что в случае конфликта между собственниками им будет трудно принять важное решение на общем собрании. Так, в суды часто подают иски участники с долей в 50%. Если один из них голосует за свой вариант, а второй с этим не согласен, работа организации может быть заблокирована.

Сразу вносить уставный капитал не надо, для этого установлен срок в четыре месяца после регистрации ООО. Специальных санкций за нарушение срока закон не устанавливает, но в договоре об учреждении общества учредители могут предусмотреть пени и штрафы. Кроме того, если по итогам второго года чистые активы окажутся меньше заявленного размера УК, то организация может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Шаг 4. Определитесь, какими видами деятельности займется ООО

В заявлении на регистрацию по форме Р11001 надо указать, каким именно бизнесом будет заниматься общество. Виды экономической деятельностью закодированы цифровыми обозначениями, которые включены в специальный Классификатор – ОКВЭД (другое название — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)).

Предположим, вы создаете строительную организацию, тогда подойдут такие коды:

  • 41.10 — разработка строительных проектов;
  • 41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
  • 43.11 — разборка и снос зданий;
  • 43.12 — подготовка строительной площадки и др.

При регистрации количество кодов ОКВЭД не ограничено, причем, организация не обязана заниматься всеми заявленными видами деятельности. Но обычно указывают не более 57 кодов (столько помещается на один лист заявления). Позже при необходимости их можно добавить или изменить.

Обратите внимание: для регистрации ООО можно указывать только те коды, в которых указаны четыре или более знаков. Если вы выбрали коды ОКВЭД из двух и трех цифр или вписали несуществующий, то ИФНС вынесете решение об отказе.

Шаг 5. Назначьте руководителя общества

Единоличный исполнительный орган или руководитель – это самая важная фигура в организации. После регистрации ООО даже сами учредители не вправе действовать от имени общества без доверенности от директора. Полное имя и паспортные данные руководителя вносятся в форму Р11001, а затем – в государственный реестр ЕГРЮЛ.

К выбору этой кандидатуры надо подойти ответственно. Налоговая инспекция проверяет личность руководителя на массовость, дисквалификацию и наличие в реестре компаний, исключенных из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом. Сразу после создания юридического лица с директором надо заключить трудовой договор. Но если руководить компанией будет ее единственный учредитель, этого можно не делать.

Шаг 6. Подготовьте документы для открытия ООО

Обязательные документы для регистрации ООО приводятся в статье 12 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

  • заявление по форме Р11001;
  • решение единственного учредителя или протокол общего собрания (если заявителей несколько);
  • устав ООО – единственный учредительный документ;
  • документ об оплате госпошлины на 4 000 рублей.

Кроме того, хотя в законе это прямо не указано, надо представить документы, подтверждающие достоверность юридического адреса:

  • гарантийное письмо или согласие собственника жилья;
  • копия свидетельства о собственности на недвижимость или выписка из ЕГРН.

Если учредителей несколько, то они должны заключить договор об учреждении. На регистрацию в ИФНС договор не подается, но эта обязанность установлена Гражданским кодексом РФ.

Бесплатная консультация по регистрации ООО

Шаг 7. Направьте документы на регистрацию

Осталось только подать документы в регистрирующий орган – налоговую инспекцию или МФЦ по месту юридического адреса. Не все ИФНС и многофункциональные центры осуществляют регистрационные процедуры. Узнать точные контакты можно на сайте ФНС или в ближайшей инспекции.

Если документы направляются на регистрацию почтой или через представителя, то подпись заявителей в форме Р11001 должен удостоверить нотариус. При личном визите учредителей в ИФНС этого делать не надо.

При наличии усиленной квалифицированной электронной подписи документы можно направить онлайн – через Портал госуслуг или сайт ФНС. Госпошлину в этом случае платить не требуется.

Решение о регистрации ООО

Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня налоговый орган выносит решение о регистрации юридического лица. На электронный адрес, который был указан в форме Р11001, должны прийти:

  • лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав с отметкой ИФНС.

При желании можно получить эти документы и в бумажном виде, для этого надо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением.

Иногда ИФНС принимает решение об отказе в регистрации юрлица с указанием причин. Если это ошибки с документами, то их можно сразу исправить и обратиться заново. Однако если причина связана с юридическим адресом или личностью руководителя (массовость, недостоверность, дисквалификация и др.), то надо заявить другие сведения.

Условия и порядок государственной регистрации юридических лиц

О государственной регистрации ИП можно подробнее почитать по ссылке http://flagman.top/about-business/otkrytie-ip-nalogovaya/

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер».

Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Действующим законодательством предусматривается, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.

Основанием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установленного порядка создания и несоответствие устава общества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания хозяйственного общества не допускается.