Законодательная власть РФ

1. Понятие легитимность означает

1) терпимость к другим мнениям
2) противостояние политических идей
3) правомочность власти
4) приведение к присяге главы государства
2. К политической деятельности не относится
1) выборы Президента РФ
2) регистрация политической партии
3) выпуск акций открытым акционерным обществом
4) проведение митинга
3. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии
1) либерализма
2) коммунизма
3) консерватизма
4) популизма
4. Функцией государства является
1) наличие государственного аппарата
2) поддержание общественного порядка
3) суверенитет
4) разделение властей
5. К институту законодательной власти в современной России относится
1) Федеральное собрание РФ
2) Администрация Президента РФ
3) Совет Министров РФ
4) Верховный суд РФ
6. Форма государственного устройства, закрепленная в Конституции России:
1) территориальная федерация
2) национальная федерация
3) территориально-национальная федерация
4) ни одна из названных.
7. Самым главным политическим институтом является
1) общество
2) право
3) государство
4) партия
8. К компетенции Правительства РФ не относится
1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью
9. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой политической практике?
1) парламентская, президентская, смешанная
2) двухпартийная, однопартийная, многопартийная
3) пропорциональная, мажоритарная, смешанная
4) пропорциональная, мажоритарная, президентская
10. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?
1) дуалистическую монархию
2) абсолютную монархию
3) парламентскую (конституционную) монархию
4) сословно-представительную монархию
11. Внутренний суверенитет Российского государства выражается в
1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества
2) независимости от иностранных держав
3) его распространении на всю территорию государства
4) ограничении источника суверенной власти – многонациональным народом России
12. Внешний суверенитет Российского государства выражается в
1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества
2) независимости от иностранных держав
3) его распространении на всю территорию государства
4) праве на самостоятельность независимо от каких-либо сил
13. Партии со сложной организационной структурой, имеющие постоянное членство и источники финансирования, называются
1) кадровые
2) консервативные
3) массовые
4) клерикальные
14. Партия не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется
1) закрытая
2) оппозиционная
3) открытая
4) правящая
15. По форме правления государство может быть
1) федеративным
2) монархическим
3) тоталитарным
4) унитарным
16. В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе
1) авторитета
2) права
3) насилия
4) наказания
17. К внешним функциям государства относится
1) охрана правопорядка
2) оборона страны
3) налогообложение
4) охрана прав и свобод граждан
18. Референдум – это
1) порядок действия избирательных комиссий
2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны
3) тип всенародного голосования объектом которого является тот или иной кандидат
4) право гражданина выступать в качестве избирающего
19. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти».
Организация; престиж; руководство; господство; координация
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти».
Ответ:
20. Установите соответствие между функциями государства и их проявлениями:
ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
А) Корректировка негативных последствий рыночных
отношений 1) экономическая
Б) Разработка и проведение налоговой политики 2) социальная
В) Поддержка малозащищенных слоев населения
Г) Осуществление антимонопольной политики
Д) Проведение политики в области образования,
культуры, здравоохранения
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

зицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). ПРИЗНАКИ ТИП ОБЩЕСТВА1) основным богатством считается земля А) традиционное2) широкое распространение получили электронные средства массовой информации Б) постиндустриальное3) значительную роль играет религия 4) основу общества составляет средний класс 2) Укажите все правильные ответы: Назовите черты, отличающие природу от общества.1) действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей2) представляет собой совокупность взаимосвязей людей3) является естественной средой обитания человека4) формируется в результате деятельности людей5) представляет собой все человечество в целом3)Установите соответствие между типом экономики и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). ПРИЗНАКИ ТИП ЭКОНОМИКИ1) цены устанавливает специальный государственный орган А) рыночная2) производитель самостоятельно определяет количество продукции Б) командно-административная3) предприятия свободно конкурируют между собой 4) государство сосредотачивает в своих руках основные средства производства 4)Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). СИТУАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЯ1) Семья нашла клад во время ремонта дома. А) семейные2) Работник без уважительной причины не вышел на работу Б) административные3) Гражданка оформила опеку над племянником В) трудовые4) Гражданин нарушил правила дорожного движения Г) гражданские5) Рассмотрите ситуацию и впишите ответ в строку:В результате дорожно-транспортного происшествия причинен ущерб двум машинам. Госавтоинспекция установила, что виноват был водитель машины ВАЗ-2104 гражданин Н.. Гражданину И., водителю другой машины, необходимо возместить причиненный ущерб. Но Н. отказался от добровольного возмещения ущерба и даже не явился на оценку его размера. Куда следует обратиться водителю И. с требованием о взыскании причиненного ущерба?_____ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Законодательная власть Российской Федерации

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. — Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. — С. 418-421.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание — представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума — нижняя палата парламента — представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Законодательная власть: ее функции и принципы организации.

Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это:

1)полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте;

2)носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа;

3)система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законода-тельная власть является первой среди равных.

Функции законодательной власти:

1)законодательная функция;

2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;

4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).


Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законода-тельной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Принципы:

1. Формирование законодательных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти- Ст. 3 Конституции РФ.

2. Самостоятельность органов законодательной власти. По Конституции РФ (ст. 10)- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, т е законодат власть не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нее Конституцией другими законами.

3. Принцип территориальной организации законодательной власти вытекает из федеративного устройства России, т е в субъектах формируются свои законодат органы гос власти, и существует разграничение полномочий между федеральными зак органами и зак органами субъектов.

4. Принцип законности в деятельности зак органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.


5. Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

6. Реализация принципа употребления в зак. органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

Органы законодательной власти – это органы, основной функцией которых является издание законов. Главная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Основными характеристиками законодательных органов являются следующие положения:

Во-первых, эти органы выражают государственную волю многонационального народа России и придают её общеобязательный характер;

Во-вторых, они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль над их реализацией;

В-третьих, решения законодательных органов обязательны для исполнения всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти РФ подразделяются на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабе всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории страны, являются региональными.

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Парламент – это представительный общегосударственный орган, главная функция которого в системе разделения государственной власти заключается в осуществлении законодательной власти.

В Конституции РФ Федеральное Собрание определено и как законодательный орган. Это значит, что ни один федеральный закон не может быть задействован, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом; сам же парламент наделяется полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в сфере законодательной деятельности.

Вместе с тем парламент в лице Федерального Собрания исполняет отдельные немногочисленные контрольные функции над исполнительной властью. В процессе обсуждения и принятия Государственной Думой федерального бюджета, а также путём реализации права обсуждать деятельность Правительства РФ и принимать решение о недоверии ему, на основании которого Правительство может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из членов, которые являются представителями субъектов РФ. Государственная Дума представляет всё население страны. Совет Федерации, аккумулируя разнообразные мнения и интересы каждого из субъектов РФ, является, тем не менее, государственным федеральным органом и все свои решения, действия адресует не отдельным субъектам РФ, а всей России.

Каждая из палат Федерального Собрания самостоятельно решает вопросы, относящиеся к её ведению в соответствии с Конституцией. Заседают они отдельно. Вместе с тем, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Для каждой из палат Конституция РФ предусматривает различную компетенцию. Вместе с тем, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции. Основными направлениями общей компетенции являются финансы, оборона и безопасность, международная политика.

Развитие отечественного парламентаризма идёт сложным, во многом противоречивым путём, и данный процесс не является завершённым.