Закупка у единого поставщика по ФЗ 44

Содержание

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Случаи закупки у единственного поставщика, пошаговая инструкция, а также плюсы и минусы такой закупки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru. По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2019 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим… (Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2019 г.).

1. Что значит закупка у единственного поставщика?
2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
2.1 Случаи закупки у единственного поставщика
2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
4. Выводы и рекомендации

1. Что значит закупка у единственного поставщика?

Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно .

2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (zakupki.gov.ru). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

4. Выводы и рекомендации

В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.

Во-первых, закупки у ЕП являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайтах agregatoreat.ru и zakupki.mos.ru.

В-третьих, если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.

В-четвертых, выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.

В-пятых, если вы хотите стать для заказчиков ЕП и забыть про конкуренцию, то изучите этот небольшой курс. Курс состоит из 9-ти видео уроков:

Видео 1 — Случаи осуществления закупок у ЕП
Видео 2 — Заключение контракта с ЕП по итогам несостоявшихся закупок
Видео 3 — Программное обеспечение для определения закупок без участников
Видео 4 — ЕАТ Березка
Видео 5 — Обзор сайта ЕАТ Березка
Видео 6 — Портал поставщиков Москвы
Видео 7 — Обзор сайта Портал поставщиков Москвы
Видео 8 — Обзор электронных магазинов малых закупок
Видео 9 — Как стать единственным поставщиком? Рекомендации

На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!

Обзор понятия «Единственный поставщик» и особенности работы с ним

Введение

В последнее время все чаще при обсуждении или планировании государственных закупок на реализацию проектов информатизации здравоохранения звучит понятие «Единственного поставщика». Кто такой «Единственный поставщик»? Какие права и обязанности возникают у заказчиков проектов в связи с наделением компании-исполнителя этим статусом? Является ли правом заказчика или его обязанностью заключение контрактов с такими компаниям? Попробуем в этом разобраться.

Основные сведения о «Единственном поставщике»

Начнем с графоманского комментария о том, что чаще всего звучит термин не «Единственный поставщик», а «Единственный исполнитель». Это неправильно – в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2019 №44-ФЗ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ ) предусмотрен термин — «единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)», определение которого, к сожалению, законом не дано. Поэтому здесь и далее мы будем использовать именно термин «Единственный поставщик», а не «Единственный исполнитель».

Под единственным поставщиком мы будем понимать физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить государственный контракт без проведения конкурентной процедуры, проще говоря – без конкурса. Это определение мы основываем на п.1 ст. 24, который разрешает проведение закупок всего 2мя способами: «конкурентным» или путем «… закупки у … единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Эта фраза означает именно законную возможность, не более того.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если он (поставщик) определен указом, распоряжением или поручением Президента РФ или постановлением / распоряжением Правительства РФ.

Согласно письму Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-1522 от 14.02.2017, при наличии соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ является правом заказчика, а не его обязанностью.

Часто бытует мнение, что присвоение статуса единственного поставщика автоматически означает, что теперь все заказчики против своей воли обязаны отдать выделенные на ту или иную закупку финансовые средства той компании, которая была объявлена таким исполнителем. Это не совсем так: останется ли работа с единственным поставщиком правом заказчика или станет таки его обязанностью, можно будет уверенно сказать только на основании тех формулировок, которое Правительство пропишет в своем постановлении о наделении статуса «Единственного исполнителя» соответствующую компанию.

Согласно действующего законодательства, такое постановление должно содержать предмет закупки (что, собственно говоря, можно закупать без конкурентной борьбы) и предельный срок, в течении которого можно заключить такой контракт. Этим документом также должна быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

При подготовке проекта постановления Правительства исполнителем, претендующим на заключение государственного контракта, в обязательном порядке представляется обоснование цены услуг (пп. 2 п. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Правом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут воспользоваться только государственные заказчики для обеспечения государственных нужд и только при соблюдении ряда процессуальных особенностей, описанных далее.

Минусы и плюсы работы с единственным поставщиком

В заметке «Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать» приводятся наглядные доводы «за» и «против» работы по такой схеме:

Преимущества:

  • Если заказчик (регион) хорошо знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, то механизм единственного поставщика позволяет страховать риски входа в проект слабого и недобросовестного исполнителя.
  • Риск нарушения процедуры заключения контракта или его затягивания сведен к минимуму.
  • Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  • Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки:

  • Заказчик не сможет значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  • Заказчику сложно будет обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  • ФАС уделяет особое внимание закупкам у единственных поставщиков, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов ему, по сути, гарантировано повышенное внимание к неконкурентной процедуре. В связи с этим он ясно должен представлять свою ответственность в случае нарушений.

Для чего нужен единственный поставщик в проектах информатизации здравоохранения?

Представляется, что работа с «Единственным поставщиком» — это хороший выход для тех регионов, где имеются серьезные барьеры в информатизации здравоохранения, которую сам регион не в силах преодолеть (дефицит кадров, частая смена власти, плохие результаты базовой информатизации, большой «зоопарк» неинтегрированных и некачественных решений и т.д.). В таких регионах возможность устранить дополнительные риски в виде непрогнозируемых результатов конкурсов и передать реализацию проекта крупной компании, имеющей финансовые возможности инвестировать в проект, является обоснованным подходом.

Для тех регионов, где имеется сильная команда, уверенная хорошая информатизация и внятная стратегия повышения эффективности от инвестиций в информатизацию, возможность самостоятельной реализации и сохранения внедренных ранее решений является на наш более целесообразной.

Таким образом, критерий использования единственного поставщика – это способность региона обеспечить целевые KPI проектов информатизации. Если регион уверенно достигает их – то нет оснований ломать реализуемую стратегию и рисковать достигнутыми результатами. Там, где таких результатов нет и имеются серьезные проблемы в реализации проекта – законодательно предусмотрена возможность обратиться за услугами к единственному поставщику и тем самым наверстать упущения.

Как работать с «Единственным поставщиком»

Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в тот период и для тех предметов закупки, которые будут установлены соответствующим постановлением Правительства.

Для того, чтобы воспользоваться правом закупки у единственного поставщика, заказчик должен отразить намерения о таких закупках в соответствующих документах, таких как план-график закупок.

Контрактный управляющий или работник контрактной службы, который проведет незапланированную закупку у единственного поставщика, может заплатить штраф 30 000 руб. при выявлении факта проведения такой закупки (часть 11 статьи 21 Закона N 44-ФЗ, часть 1.6 статьи 7.30 КоАП). (См. решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 21.11.2017 по делу 12-39/2017.)

Заказчики обязаны корректно определять объект закупки, чтобы должностному лицу заказчика не вменили административное правонарушение по части 1 статья 7.29 (штраф 30 000 рублей) или части 2 статьи 7.29 КоАП РФ (штраф 50 000 рублей).

Возможность включить закупку в план-график закупок до момента доведения лимитов бюджетных обязательств отсутствует (см. решение АС г. Москвы от 22.08.2017 по делу N А40-17771/2017). Данным судебным решением также указана возможность заключения контракта заказчиком только при наличии самого нормативного акта, как основания, и обязательность содержания в них актуальных сведений в части наименования контрагента, с которым заключается контракт.

На закупки у единственного поставщика в полной мере распространяются нормы ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Также заказчику необходимо в контракт обязательно включить условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

В связи с тем, что цена контракта по таким закупкам ограничена только наличием финансирования, то стоит также при составлении проекта контракта заказчиками учесть норму ч. 23 ст. 34 44-ФЗ. В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Подписывая контракт, контрагент надлежащим образом осведомляется об условиях заключаемого контракта, в том числе об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и соглашается с ними. В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательства, а также одностороннее изменение условий обязательства недопустимы (Постановление 9АСС от 08.06.2017 по делу N А40-200720/2016).

При осуществлении закупки у единственного поставщика в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение может быть размещено и более чем за пять дней до заключения контракта, законодательно установлен минимальный срок между извещением и заключением контракта.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 44-ФЗ, а также в п. 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

По извещению предусмотрена электронная форма в ЕИС.

Заказчикам стоит быть предельно внимательными при размещении извещений по закупкам у единственного поставщика в связи с тем, что по таким закупкам ст. 36 44-ФЗ не предусмотрена отмена извещений по решению заказчика. При внесении ошибочных или недостоверных сведений заказчик вынужден будет обращаться в антимонопольные органы с просьбой отменить извещение о закупке (например, решение УФАС по Тамбовской области от 07.12.2017 по делу N ВП-103/17).

Обратим внимание, что имеется судебная практика, когда контракт с единственным поставщиком должен был заключен строго в соответствии с условиями проведенной закупки и условиями извещения и что контрагенты единственного поставщика определены на основании Постановления Правительства РФ и у них отсутствует возможность отказаться от заключения контракта и (или) изменить его условия.

В этой связи заказчикам во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций следует грамотно составлять проект контракта, учитывая все возможные сроки заключения контракта и выполнения контрактных обязательств сторонами.

При осуществлении таких закупок подготовка документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснования цены и иных существенных условий контракта законодательно не предусмотрена (часть 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).

До заключения контракта заказчик проводит проверку обеспечения, предоставленного единственным поставщиком, только в том случае, если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта).

Как стать единственным поставщиком для госзаказчика по 44‑ФЗ?

Заказчик проводит небольшую закупку

Заказчики по 44-ФЗ обязаны проводить закупки определенным способом согласно перечням товаров, работ и услуг. Но если цена любой закупки не превышает 600 000 рублей, то товар можно закупать у единственного поставщика. Годовой объем таких закупок не должен быть больше 10% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб (4п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 млн рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

У музеев, театров, зоопарков, национальных парков и других учреждений (5п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ) ограничение на одну закупку тоже 600 000 рублей. А годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 20 млн. рублей.

Как участнику получить контракт без конкурса? Мы рассматриваем только добросовестные схемы, поэтому здесь заказчик чаще всего уже знает того поставщика, с которым планирует заключить контракт. Он работал с ним и остался доволен сотрудничеством.

Совет

Чтобы выполнять заказ в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Она складывается из опыта уже выполненных работ и наличия рекомендательных писем. Постарайтесь выигрывать в конкурентных процедурах и выполняйте подписанные контракты качественно, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда будет проводить закупку у единственного поставщика.

Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях

Есть несколько групп закупок, которые тоже разрешено проводить у единственного поставщика:

Срочные и форс-мажорные закупки

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • при мобилизации,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки лекарств или оплата лечения

У единственного поставщика можно закупить лекарства при определенных медицинских показаниях на сумму не больше 1 млн рублей.

Определение поставщика распоряжением правительства РФ

Такие ситуации возникают, например, на выборах при закупках бюллетеней, открепительных удостоверений, марок.

Это не полный список возможных закупок у единственного поставщика. Все случаи описаны в 93 ст. 44-ФЗ.

В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика

Заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика по завершению конкурентной процедуры. Если соблюдено одно из трех условий:

  • Подана только одна заявка.
  • Соответствует требованиям только одна.
  • На электронный аукцион подано несколько заявок, но в самом аукционе принял участие только один поставщик и он соответствует требованиям.

В этом случае конкурентная процедура признается несостоявшейся. Заказчик может заключить контракт с единственным участником, согласовав это в ФАС. Цена контракта должна быть равна НМЦ или сумме, которую предложил поставщик. В ьаких закупках на этапе приемки товара заказчик должен будет привлечь к оценке внешних экпертов.

Отсутствие конкуренции во время закупок не всегда подразумевает сговор. Например, за три квартала 2019 года несостоявшимися было признано более 821 тыс. закупок на общую сумму 3,75 трлн рублей, в том числе потому что подали одну заявку. Это значит, что поставщики получили максимальную прибыль, а государство ни рубля не сэкономило на этих закупках.